Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Сенсомоторное развитие как способ коррекции речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2023-12-10 13:20:45
Статью разместил(а):
Гудовская Алена Сергеевна

Сенсомоторное развитие как способ коррекции речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Гудовская Алена Сергеевна

МБОУ «Гимназия № 16», г. Красноярск

 

Аннотация: В современной педагогике наиболее актуально стоит проблема поиска эффективных способов коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особенными потребностями. Важно научить ребенка владеть своим телом в пространстве, освоить само пространство, насытить систему ощущений; развивать вестибулярную и проприоцептивную системы. Это фундамент для правильного речевого развития ребенка, его успешного обучения.

Ключевые слова: сенсомоторное развитие, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, речь, логопедические занятия, учитель-логопед.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Логопед в современном мире уже не работает по схеме: стол - ребенок - логопед. За столом речь не рождается. Только через движение, действие, через все анализаторы, через музыку и игру. «Под лежачий камень вода не течет» - гласит народная пословица. Важно научить ребенка владеть своим телом в пространстве, освоить само пространство, насытить систему ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание); развивать вестибулярную и проприоцептивную (ощущения от мышц, суставов, связок) системы. Это фундамент для правильного речевого развития ребенка, его успешного обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особенными потребностями. Поэтому я постаралась в своей работе всё сделать для того, чтобы занятия с логопедом не превратились в обычный урок, где ученик сидит за партой, пишет и отвечает с места.

На каждом занятии я использую разное оборудование логопедического кабинета, работаю с учащимися в разных зонах. Это сухой бассейн, кресла - мешки «релакс», большой массажный мяч (для гиперактивных учащихся). Работа у меловой и маркерной доски. Дети очень любят писать маркерами, снимается напряжение от процесса письма, можно легко исправить ошибку. Игра в большой тканевый кубик и птичку (вместо обычного мяча), разные по весу, по размеру и форме. Артикуляционная гимнастика всегда под музыку.

Так как я сама увлекаюсь любительским спортом, я понимаю, как работают мышцы. Артикуляционный аппарат – это та же мышечно-суставная и тактильная системы. А в теле всё взаимосвязано. Поэтому после освоения основного комплекса артикуляционных упражнений мы делаем нетрадиционную артикуляционную гимнастику с нагрузкой на мышцы языка: ватные палочки, ватные шарики, салфетки, палочки и трубочки для коктейля, одноразовые ложки и др. А работа под музыку учит слышать ритм и отлично поднимает настроение.

Логопеду в современном мире доступна любая информация. Много открыто и доказано учеными. Поэтому необходимо учитывать знания физиологии, психологии, медицины, педагогики, информационных технологий.

В настоящее время стало очень популярно направление кинезиологии (когда развиваем головной мозг через движение). Мы с учащимися с удовольствием практикуем кинезиологические упражнения.

Метод сенсорной интеграции используется на занятиях при аудиальных трудностях, когда ребенок сильно реагирует на звуки в целом (при аутистическом расстройстве), при гиперактивности учащихся, при пониженной или повышенной тактильной чувствительности, при проблемах с мелкой и крупной моторикой, при нарушениях координации движений (неуклюжести и неловкости), когда ребенок плохо концентрирует и переключает внимание. Развитие сенсомоторной координации необходимо не только первоклассникам, осваивающим сложный навык письма, но и всем учащимся начальных классов. Наблюдается важный прирост по многим показателям моторного и сенсомоторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, координации движений) именно в возрасте 7-11 лет.

Данные методы и приемы прочно укрепились в ряде профессий, связанных в работе с детьми (психолог, дефектолог, нейропсихолог и т.п.). Логопед – не исключение. Всё это очень помогает в решении речевых проблем.

Я разделяю слова В.А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Вместе с ребятами мы делаем газеты на разные темы, поделки (ёлочки, снежинки, новогодние шарики на Новый год, осенние листочки на День учителя, пасхальные яйца на Пасху и др.)

Обучение детей с проблемами физического и психического развития – это нелёгкий, кропотливый, но интересный труд, требующий от учителя-логопеда терпения, творчества, милосердия, чувства юмора, любви к своим ученикам.

Человек должен постоянно учиться и развиваться, только тогда можно получить удовольствие от того, что ты делаешь. В заключении хочу сказать: труд невозможен без ошибок и заблуждений, но я убеждена: удовлетворение от процесса, радость от достигнутого результата и гордость, которую испытываешь за своих учеников, и есть лучшая награда.

 

Список литературы:

1. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.- (Специальная психология)

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 544 с.

 

. . . . . . .