Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Театральная деятельность как средство развития младших школьников

Дата публикации: 2023-09-14 19:46:14
Статью разместил(а):
Богатырева Юлия Георгиевна

Театральная деятельность как средство развития речи младших школьников

Авторы: Богатырева Юлия Георгиевна

и Гандзюк Татьяна Алексеевна

ГБОУ "Школа № 451", Санкт-Петербург

 

Аннотация: В данной статье мы делимся с коллегами своим опытом работы в начальной школе с детьми с ОВЗ. Театрализованная деятельность, которая является элементом бинарных занятий учителя-логопеда и учителя-дефектолога способствует стойкому интересу и мотивации к обучению. Обучающиеся раскрывают свой творческий потенциал, который способствует лучшему усвоению школьного материала.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, обучающиеся с ОВЗ, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта, научного знания, образования. Поэтому родители стремятся научить детей писать, читать, считать, дать им знания. А на развитие способности чувствовать, сопереживать, творить, общаться друг с другом уделяется мало внимания.

Установка развивать мышление в первую очередь превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность и сужает перспективу успешной социализации. Современные дети больше знают, чем их сверстники десять-пятнадцать лет назад, они быстрее решают логические и научные задачи, реализуют проекты, но реже удивляются, восхищаются, сопереживают, они чаще проявляют равнодушие, чёрствость, затрудняются договариваться и с достоинством разрешать конфликты. Их интересы ограничены, игры однообразны. Дети много времени проводят в социальных сетях, увлекаются компьютерными играми, часто оторванными от реальности.

В начале обучения существует ещё одна проблема — психологической адаптации детей к школе. У некоторых возникают страхи, заторможенность, зажатость, или наоборот излишняя активность. Часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты внимание, память. Всё это мешает их успешной социализации.

Театрализованная деятельность помогает активизировать многие психические функции человека: мышление, внимание, память, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.).

Младший школьный возраст — наиболее благоприятное время для всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте формируются основные качества личности: творчество, наблюдательность, любознательность, ответственность, целеустремлённость, самовыражение, умение сотрудничать. Занятия театральной деятельностью способствуют успешной адаптации ребёнка в школьном коллективе, его социализации, так как помогают преодолевать трудности в общении со сверстниками и взрослыми (застенчивость, неуверенность в себе, особенно это затрагивает детей с патологией речевого развитии и детей с ОВЗ).

При разыгрывании разных театральных сцен дети эмоционально раскрепощаются, учатся владеть своим телом, голосом, жестами, мимикой. Они слышат другого участника и педагога, вступают в диалог в своё время. Всё это приводит к повышению эффективности взаимодействия обучающихся друг с другом, укреплению дисциплины, взаимоуважения и самоуважения.

Любой вид деятельности становится эффективнее, если существует позитивное отношение к ней. Театральное искусство оказывает непосредственное эмоциональное воздействие на людей. Театр является «живым искусством» и формой сотрудничества с детьми.

На своих занятиях мы привлекаем детей к участию в различных видах театральной деятельности. Это пальчиковый театр, настольный, настольно-плоскостной, театр оригами, кукольный, теневой, театр на фланелеграфе, перчаточный, театр на гапите. Участие в театральной постановке даёт возможность каждому ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя в роли режиссёра, актёра, декоратора, бутафора, костюмера, стилиста, проявить свои способности и реализовать свои возможности.

На подготовительном этапе мы рассказали детям (2-4 кл.) о разных театральных профессиях, показали презентацию и лэпбук на тему «В мире театра». Ребята заинтересовались, так как узнали много новых слов, обозначающих театральные профессии (бутафор, капельдинер, постижёр, суфлёр, билетёр) и мы предложили каждому написать небольшой текст о выбранной профессии, используя энциклопедию и интернет-ресурсы.

Далее, совместно выбрали произведение для инсценировки (наш выбор пал на «Кошкин дом»), посмотрели разные театральные постановки по выбранному произведению, определились, что у нас будет кукольный спектакль. У детей появился стойкий интерес, и мы приступили к работе над созданием сценария.

Одним из ярких моментов в работе над спектаклем стало распределение ролей. На удивление, дети быстро договорились, какого персонажа кто будет играть. Начали прорабатывать отдельные эпизоды в форме этюдов с импровизированным текстом, подобрали музыкальные произведения для сопровождения постановки.

Следующими захватывающими моментами стали: изготовление кукол (плоскостные рисованные на палочках) и декораций. Ребята с вдохновением и удовольствием рисовали, раскрашивали, вырезали, клеили.

Репетиционный процесс проходил активно и позитивно. От ребят требовались усилия для запоминания своих слов, очерёдности, чёткости произношения, интонационной окрашенности речевого материала. Но позитивно окрашенная информация легче запоминается и воспроизводится. Наша цель была достигнута — наступил день генеральной репетиции, а затем день премьеры. Усилия детей были вознаграждены аплодисментами и чувством собственной удовлетворённости процессом и результатом коллективной деятельности.

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест, актуальна она и сегодня, поскольку игра способна совместить и обучение, и закрепление предметных и метапредметных навыков, адаптацию и успешную социализацию младших школьников.

Театрализованные представления заставляют ребёнка особенно активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, способствуют развитию не только таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, но и помогают создать собственное высказывание, обеспечить его логичность и полноту.

Этот вид совместной деятельности педагогов и обучающихся - ненавязчивый и довольно эффективный путь к обогащению и расширению словарного запаса, преодолению скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоционально — волевой сферы, повышению мотивации к обучению. Вызывает интерес, повышает самооценку, развивает дисциплинированность, взаимовыручку.

Театральная деятельность в начальной школе способствует успешной адаптации и социализации обучающихся.

 

. . . . . . .