Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Особенности развития воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2022-10-04 23:36:54
Статью разместил(а):
Юрченко Анастасия Владимировна

Особенности развития воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Юрченко Анастасия Владимировна

ГБОУ ЛО "Павловский центр "Логос"

 

На современном этапе развития общества и науки в отношении проблем детей с нарушениями речи особо остро встает вопрос о трудностях их социальной адаптации и интеграции, которые обусловлены и тяжестью речевой патологии, и влиянием микросреды, и наличием особенностей эмоционально-личностной и познавательной сфер, в частности воображения.

Воображение – особая форма психики человека, стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже XIX-XX вв. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения, проведенные С.Д. Владычко, В. Вундтом, Ф. Матвеевой, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо. Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. В психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.  

Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов, в частности Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, Т. Рибо и др., воображение играет большую роль в жизни и познавательной деятельности дошкольника. Это важный психический процесс, который помогает детям выражать свои чувства и представления о мире различными способами, управлять поведением, оригинально, свободно от стереотипов решать жизненные задачи, понимать множество первопричин различных ситуаций, предвидеть последствия поступков и решений. И в норме, и при отклонениях в развитии психики воображение способствует проявлению инициативности, творческому отношению к окружающей действительности, раскрытию личностного потенциала каждого ребенка. Однако, как писал Л.С. Выготский, любой дефект в развитии отражается на взаимодействии человека с окружающим миром.

Так, даже наиболее легкий, третий уровень общего недоразвития речи, характеризующийся ограничением словарного запаса, нарушением грамматического строя и связной речи, отражается на становлении познавательной деятельности и, в частности, воображения ребенка. Но проблема развития воображения лиц с речевой патологией в отечественной логопсихологии является малоизученной.

Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете.

Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5-3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым. У ребенка 4-5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно-ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов – представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, «проигрывать» их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. В начале воссоздающего, то есть позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а затем и творческого, благодаря которому создается принципиально новый образ. Этот период – сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой так же является воображение.

Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, «застревание» на одной позе, – отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими в процессе создания новых образов в игре, дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе.

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

У детей с общим недоразвитием речи бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с общим недоразвитием речи гораздо ниже, чем у здоровых.

По данным О.М. Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей – 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с общим недоразвитием речи отвечают однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равняется 2-5 словам из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас.

Современные специалисты, такие как С.П. Кондрашов, С.В. Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов, выделяют специфические особенности воображения у детей с общим недоразвитием речи:

· снижение мотивации в деятельности;

· снижение познавательных интересов;

· бедный запас общих сведений об окружающем мире;

· отсутствие целенаправленности в деятельности;

· несформированность операционных компонентов;

· сложность в создании воображаемой ситуации;

· недостаточную точность предметных образов – представлений;

· непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

· недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Таким образом, анализ  литературных данных показал, что, несмотря на многочисленные психолого-педагогические исследования дошкольников с общим недоразвитием речи, проблема их обучения остается актуальной. В связи с многообразием этиопатогенетических факторов данная категория детей является крайне неоднородной и требует к себе особого подхода. Воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением), а также непосредственно и речью. Нарушение речи неминуемо ведет к различным расстройствам со стороны как произвольного, так и непроизвольного воображения.

Изучая данную проблему, можно сделать вывод о том, что категория детей с общим недоразвитием речи характеризуется многообразием проявлений отклонений в развитии воображения: снижение мотивации в деятельности, быстрая истощаемость, недостаточная эмоциональность, снижение познавательных интересов, бедный словарный запас, упрощения фраз, представления о предметах неточны и неполны, нарушения грамматического строя – низкий уровень пространственного оперирования образами, отсутствие целенаправленности в деятельности, сложность в создании воображаемой ситуации. 

  

. . . . . . .