Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Творческая индивидуальность как компонент профессиональной педагогической культуры

Дата публикации: 2024-02-27 15:05:58
Статью разместил(а):
Процких Елена Александрович

Творческая индивидуальность как компонент профессиональной педагогической культуры

Автор: Процких Елена Александровна

МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой», г. Удачный

 

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности и растёт потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию, и получить образование - этого ещё недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела.

Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития её творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования творческих способностей личности. 

Творческая индивидуальность и культура педагогического труда - две «равновесные» стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Культура и индивидуализация - взаиообуславливающие друг друга процессы: без становления профессионала не может сформироваться и полностью проявиться творческая индивидуальность.

В настоящее время в обществе всё больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, её индивидуальных способностей и дарований. Достижение этой цели невозможно без педагогов, обладающих творческой индивидуальностью. Ведь для того чтобы усилия педагога стали действенными, недостаточно его эрудиции, методической умелости, удачного выбора образовательной технологии. Необходимо, чтобы ученик принял педагога как яркую неповторимую личность.

Так, педагогическую профессию к разряду творческих ещё недавно безоговорочно отнесли бы немногие. А в ряду творческих, скорее назвали бы профессии музыканта, актёра, художника. И обусловлено, это прежде всего следующими факторами: массовостью и широким распространением педагогической деятельности, низким социальным престижом, иллюзией того, что необходимо довести ученика до стандартного уровня образования по предмету с помощью нормативных предписаний, разработанных дидактикой и методикой; отчужденностью школы от общества, учителя от ученика, а их обоих - от собственных задач и устремлений [3, с.12].

Специфика педагогического творчества заключается в том, что оно должно быть рассмотрено как сотворчество учителя и ученика, несмотря на то, что они субъекты разных видов деятельности. В.И. Загвязинский так пишет об этом: "Учитель занят педагогическим творчеством (хотя его педагогические идеи и замыслы часто реализуются в иных областях деятельности - литературной, технической, научной), ученик - предметным (изобразительным, литературно-художественным, техническим и т. д.). Важно, что совпадение характера (при неполном совпадении предмета) деятельности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником" [5, с.37].

Перед учителем постоянно стоят сложные и творческие по своей сути задачи: преобразовать содержание образования в содержание обучения; выбрать и воплотить заданные нормативы в "живые человеческие эмоции"; действовать в реальных, творимых им и учениками ситуациях. Педагогическое творчество приводит не только к освоению учеником культуры и развитию его индивидуальности на этой основе, но позволяет ученику сотворить образ мира и свой собственный образ в этом мире.

Творческая индивидуальность педагога - это особое качество, уровень развития личности в целом, поэтому дать её однозначное определение невозможно. Её сущность в самобытности и цельности всей личности (внутренняя сторона), в оригинальности, ярком своеобразии и масштабности всех проявлений личности и деятельности учителя (внешняя сторона), выражающихся в автономности постановки жизненных и педагогических целей и задач, самостоятельности действий, в непрекращающемся поиске смысла жизни и деятельности и в готовности до конца отстаивать найденные, выстраданные идеалы и жизненные ценности [2, с.14]. Творческая индивидуальность педагога проявляется в таких содержательных сторонах его личности, как направленность (ценности, мотивация, установки), личностные качества (индивидуальные проявления психических качеств и процессов), когнитивная сфера (содержание, уровни и операции мышления).

Творческий характер педагогической деятельности, обусловливая особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью её результатов, вызывает сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности преподавателя. Особое место в нём занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Что же касается творчества как свойства личности, то исследователи называют как отдельные свойства (смелость, оригинальность, критичность мышлений, независимость), так и пытаются построить целостную модель творческой личности. Так, В. И. Андреев говорит о творческом типе личности, как о личности, «для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно – творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности» [1, с.58].

О каждом педагоге можно сказать, что он - ярко выраженная индивидуальность и тем более индивидуальность творческая. Эта характеристика заключается в неповторимости, своеобразии, необычности, уникальности, проявляющихся в поведении, деятельности и её результатах. Творческая индивидуальность педагога проявляется главным образом в системе отношений "учитель-ученик", в неуловимых аспектах их взаимодействия, во влиянии на духовно-культурную атмосферу образовательного учреждения [3, с. 67].

Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятельность такой учитель ощущает, как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повседневностью, увидеть за отдельными действиями их духовный смысл и за уроком судьбу учащихся, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть проявление культуры педагогической деятельности. Ещё одно характерное качество яркой индивидуальности - широта увлечений. Такой учитель всегда приходит к детям с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения эти часто выходят за рамки школьных дел: это музыка, рисование, техническое творчество, коллекционирование, художественное творчество.

Воля и целеустремленность характерны для творческих учителей, но это не выражается у них в демонстрации сильной воли и показной настойчивости. Скорее это процесс постоянного достижения цели, неуклонное следование направлению избранных поисков, сопровождающееся сомнениями, разочарованиями, радостями, переживаниями поражений и побед. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаимодействием других людей, пытаясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявления высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспоминать совместно пережитое, сделанное [4, с.197].

О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как исполнитель, а как самостоятельный, автономный субъект деятельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педагогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя позволяет ему сохранять свое самобытное педагогическое «лицо» вне зависимости от ситуации в обществе и в учебном заведении.

Природа творческого педагогического труда такова, что она содержит в себе некоторые характеристики нормативной деятельности. Педагогическая деятельность становится творческой в тех случаях, когда алгоритмическая деятельность не даёт желаемых результатов. Усвоенные педагогом алгоритмы, приемы и способы нормативной педагогической деятельности включаются в огромное количество нестандартных, непредвиденных ситуаций, решение которых требует постоянного внесения изменений, коррекции и регулирования, что побуждает преподавателя к проявлению инновационного стиля педагогического мышления.

Так, можно сделать вывод, что педагогическая деятельность, педагогическое творчество и самореализация педагога диалектически совпадают. Педагогическая деятельность преподавателя - это творческая деятельность по воспитанию подрастающих поколений и самосозиданию, преобразованию других и самопреобразованию. Она обеспечивает основу самореализации, выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации в процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности преподавателя.

 

Литература:

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.

2. Булатова О.С.  Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 240 с.

3. Гильманов С.А. Творческая индивидуальность учителя. – Тюмень, 1995.

4. Гильманов С. Творческая индивидуальность педагога // Школьная практика. - 2004.

5. Загвязинский В.И. Педагогичекое творчество учителя.- М.: 1987.

 

. . . . . . .