Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Дополнительная общеразвивающая программа "Парки города. Изучай, играючи"

Дата публикации: 2024-02-20 19:14:25
Статью разместил(а):
Перепелица Татьяна Теодозьевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Парки города. Изучай, играючи"

Автор: Перепелица Татьяна Теодозьевна

ГБОУ Школа № 210 Центрального района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Программа обладает широким спектром возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности подрастающего поколения. Занятия по данной Программе дают возможность детям познакомиться с историей парков Санкт-Петербурга, с его достопримечательностями, приобщиться к культуре, открыть тайны своего района, где живут.

Ключевые слова: Программа дополнительного образования детей.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Парки города. Изучай, играючи» (далее – Программа) носит туристско-краеведческую направленность.

Программа адресована учащимся в возрасте от 7 до 10 лет, желающим познакомиться с историей некоторых парков Санкт-Петербурга. Для освоения данной программы специальных знаний не требуется.

Актуальность Программы заключается в необходимости поддержки петербургских традиций в сохранении исторического и культурного наследия Петербурга, как мировой сокровищницы. Программа обладает широким спектром возможностей для социальной адаптации и духовно-нравственного становления личности подрастающего поколения. Занятия по данной Программе дают возможность детям познакомиться с историей парков Санкт-Петербурга, с его достопримечательностями, приобщиться к культуре, открыть тайны своего района, где живут.

Отличительные особенности программы.

Программа является краткосрочной. Реализуется по субботам и в каникулярное время. Она нацелена на получение учащимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций на основе культурных традиций российского народа. В содержание программы включены темы, охватывающие интересные и красочные страницы истории города, района, где живут учащиеся. Учебный план не предполагает хронологического изучения истории города, а фрагментарно: места и даты, побуждающие ребенка к дальнейшему изучению и познанию Санкт-Петербурга. Задача Программы удивить, восхитить, увлечь парками и городом, их красотой и его удивительными жителями. Материал занятий представлен доступно, просто, понятно для всех. В игровой форме на занятиях ребята вместе с педагогом будут открывать интересное, необычное и самое актуальное для тех, кто не только познает Санкт-Петербург, но и станет источником знаний для своих ровесников. Программа вводит учащихся в мир краеведения, дает настрой на дальнейшее интеллектуальное развитие, на занятия в дополнительном образовании детей.

Уровень освоения Программы – общекультурный.

Программа рассчитана на 36 часов, 15 дней.

Цель: пробуждение интереса к культуре и истории города, увлечь парками, их красотой и удивительными жителями (Таврического и Александровского) парков Санкт-Петербурга для развития духовно-нравственной личности юного петербуржца.

Задачи:

Обучающие:

  • дать знания о самых главных достопримечательностях города, о важнейших страницах жизни Санкт-Петербурга;
  • научить выбирать краеведческую информацию по заданию;
  • научить выражать грамотно собственные мысли;
  • формировать культуру поведения в общественных местах.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности;
  • развивать активный словарь, умение вести диалог;
  • развивать интерес к культурному наследию;
  • побуждать учащихся к участию в жизни города.

Воспитательные:

  • воспитывать умение сотрудничать в коллективе, в паре;
  • воспитывать чувства любви и бережного отношения к традициям, культурному наследию Санкт-Петербурга, чувства сопричастности к его жизни;
  • воспитывать нравственность, достоинство, культуру общения и культуру поведения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

  • будут проявлять умение сотрудничать в коллективе, в паре;
  • будут понимать, как бережно относиться к традициям, культурному наследию Санкт-Петербурга, почувствуют сопричастности к его жизни;
  • будут проявлять в поведении нравственность, достоинство, культуру общения и поведения.

Метапредметные:

  • будут на занятиях проявлять коммуникативные способности;
  • будут вести диалог, используя активный словарь;
  • развивать интерес к культурному наследию;
  • побуждать учащихся к участию в жизни города.

Предметные:

  • будут знать о самых главных достопримечательностях в парках города, о важнейших страницах жизни Санкт-Петербурга;
  • будут уметь выбирать краеведческую информацию по заданию;
  • будут выражать грамотно собственные мысли;
  • будут проявлять культуру поведения в общественных местах.

Язык реализации – государственный язык РФ - русский.

Форма обучения – очная.

Программа реализуется по субботам и в каникулярный период.

Организация учебного процесса позволяет в игровой форме наиболее полно раскрыть содержательную, образовательную и воспитательную суть программы. Теоретические занятия предусматривают рассказ педагога иллюстрированный электронной презентаций, постановкой проблемы и совместно с детьми её решение.

Условия набора в коллектив: Принимаются все желающие, имеющие желание познакомиться с историей парков города.

Наполняемость групп: В группе предусмотрено не более 15 человек, не имеющих противопоказаний.

Формы организации занятий: Занятия проводятся как в аудитории, так и пешие прогулки в парки города.

Формы проведения занятий: Занятия проходят по группам. Теоретическое занятие: беседа, рассказ.

Практическое занятие: игры, викторины, творческие задания, кроссворды.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальная (работа со всей группой, рассказ, беседа, обсуждение);
  • групповая (работа в группах для выполнения заданий, творческого задания, презентации решений)

Материально-техническое оснащение программы

  • классное помещение;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • столы;
  • стулья.

Учебный план краткосрочной дополнительной общеразвивающей программы: 

Название раздела

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1.       

Вводное занятие. Знакомство, инструктаж по Т.Б.

2

1

1

Беседа, педагогическое наблюдение, опрос.

2.       

Александровский парк. История создания.

Интересные факты.

Достопримечательности.

19

4

15

Беседа, наблюдение.

Создание кроссворда.

Задания.

Устный опрос.

3.       

Таврический сад. История. Интересные факты.

Достопримечательности.

9

2,5

6,5

Беседа, наблюдение.

Выполнение творческого задания.

4.       

Творческие задания по программе

4

1

3

Эскиз экспоната в парк.

5.       

Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?»

2

0,5

1,5

Устный опрос

ИТОГО

36

9

27

 

 

Занятие № 1. Вводное занятие. Знакомство, инструктаж по Т.Б.

Теория: знакомство; цели и задачи программы; инструктаж по технике безопасности.

Практика: беседа.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.

Занятие № 2. Александровский парк. История создания. Интересные факты.

Теория: Знакомство с парком. Виртуальная экскурсия по парку. История. Гласис Петропавловки. Проекты парка.

Практика: Создание маршрутной карты.

Форма контроля: беседа, выполнение задания.

Занятие № 3. Знакомство с достопримечательностями.

Теория: Павильон «Грот». Мини-музей «Мини-город». Пруд, горбатые мостики, чугунные швейцарские скамейки, фонтаны.

Практика: Пешая прогулка в парк. Обсуждение. Игры.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.

Занятие № 4. Скульптура и архитектура парка.

Теория: Памятник миноносцу «Стерегущему», Скульптурная композиция «Зодчие». Памятник «Святой Пётр». «Цветочные часы». «Памятные кресла».

Практика: Прогулка в парк. Обсуждение. Игры.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.

Занятие № 5. Скульптура и архитектура парка.

Теория: Скульптуры львов. «Девочка, повязывающая косынку» «Девочка с птичкой».

Практика: Прогулка в парк. Обсуждение. Игры.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.

Задание № 6. Знакомство с достопримечательностями. Скульптура и архитектура парка.

Теория: «Молодость», «Рисующая девочка», «Утро», «Алёнушка», «Творчество», «Дети»

Практика: Прогулка в парк. Обсуждение. Игры.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, создание кроссворда.

Задание № 7. Театры и музеи парка.

Теория: Артиллерийский остров с Артиллерийским музеем.   

Практика: Прогулка в парк. Посещение артиллерийского музея. Обсуждение.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, творческое задание.

Задание № 8. Театры и музеи парка.

Теория: Театр «Мюзик-Холл», Планетарий, Театр «Балтийский дом», Музей восковых фигур.

Практика: Прогулка в парк. Посещение планетария. Обсуждение.  

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.

Задание № 9.

Теория: Определение темы экспоната.

Практика: Разработка эскиза экспоната для парка.

Форма контроля: Защита проекта.

Задание № 10. Таврический сад. История. Интересные факты.

Теория: Знакомство с парком. Виртуальная экскурсия по парку.

Практика: Создание маршрутной карты.

Форма контроля: беседа, выполнение задания.

Задание № 11. Оранжерея Таврического сада.

Теория: Знакомство с флорой Таврического сада.

Практика: Прогулка в парк. Посещение оранжереи.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.

Задание № 12. Таврический дворец.

Теория: История Таврического дворца.

Практика: Прогулка в парк к Таврическому дворцу.

Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.

Задание № 13. Таврический сад в литературе.

Теория: Поэты и произведения.

Практика: Прочтение произведений.

Форма контроля: Беседа, Устный опрос.

Задание № 14.

Теория: Определение темы экспоната.

Практика: Разработка эскиза экспоната для парка.

Форма контроля: Защита проекта.

Задание № 15. Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?».

Теория. Знакомство с правилами игры.

Практика. Игра.

Форма контроля: Наблюдение. Устный опрос.

 

Календарно -тематическое планирование:

№ занятия

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Часы

Примечание

Теория

Практика

1.       

Вводное занятие. Знакомство, инструктаж по Т.Б.

   

1

1

Аудитория

2.       

Александровский парк. История создания.

Интересные факты.

   

1

1

Аудитория

3.       

Знакомство с достопримечательностями.

   

0,5

2,5

Экскурсия в парк.

4.       

Скульптура и архитектура парка.

   

0,5

2,5

Экскурсия в парк.

5.       

Скульптура и архитектура парка.

   

0,5

2,5

Экскурсия в парк.

6.       

Скульптура и архитектура парка.

   

0,5

2,5

Экскурсия в парк.

7.       

Театры и музеи парка.

   

0,5

2

Экскурсия в парк.

8.       

Театры и музеи парка.

   

0,5

2

Экскурсия в парк.

9.       

Разработка эскиза в парк.

   

0,5

1,5

Аудитория

10.   

Таврический сад. История. Интересные факты.

   

0,5

1,5

Аудитория

11.   

Оранжерея таврического сада.

   

0,5

2

Экскурсия в парк.

12.   

Таврический дворец

   

0,5

2

Экскурсия в парк.

13.   

Таврический сад в литературе.

   

1

1

Аудитория

14.   

Разработка эскиза в парк.

   

0,5

1,5

Аудитория

15.   

Итоговое занятие. Игра «Что? Где? Когда?»

   

0,5

1,5

Аудитория

ИТОГО 36 часов

9

27

 

 

Педагогические методики и технологии:

  • электронное обучение (презентации к занятиям, анкеты, работа с применением гаджетов)
  • здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, питьевой режим, соблюдение норм гигиены, проветривание).

Приемы и методы обучения:

  • вербальные – объяснение, рассказ, беседа, комментирование, инструктаж, сообщение, обсуждение, анализ;
  • наглядные – демонстрация наглядных дидактических материалов (картин, фото, видео, схем, документов);
  • игровые – игры, викторины;
    • практическая деятельность (подбор материалов по заданию, работа в группах, составление схем, презентация результатов);
    • репродуктивные – воспроизведение рассказа по образцу;
    • творческие – задания на развитие фантазии, воображения.

Текущий контроль для проверки освоения программы осуществляется педагогом на каждом занятии методом педагогического наблюдения.

Промежуточный контроль осуществляется после прохождения основных разделов программы в виде устных опросов и тестирования.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всех разделов программы в виде устного опроса и тестирования.

Основными способами проверки результативности являются:

- диагностические игры, рассказы-экскурсии, опросы и беседы с учащимися;

- анкетирование учащихся (мотивация прихода и ожидания от занятий, степень

удовлетворенности занятиями (после завершения краткосрочной программы);

- анкетирование родителей (отношение к занятиям детей, их заинтересованность и увлеченность).

Основной формой подведения итогов реализации программы является итоговое занятие-игра «Что? Где? Когда?».

Основные критерии оценки результатов освоения программы:

Теоретический уровень освоения:

  • знание основных парков Санкт-Петербурга;
  • умение четко и правильно называть объекты рассказа и показа.

Практический уровень освоения:

  • понимание объяснений педагога и желание следовать им;
  • понимание специальных названий, архитектурных терминов.

Коммуникативный уровень освоения:

  • умение работать в коллективе, в группе;
  • желание продолжить заниматься краеведением в дополнительном образовании или самостоятельно.

 

Список литературы для педагогов:

  1. Синдаловский Н.А. Петербург. Путеводитель. СПб., 2001.
  2. Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов. Рек и каналов, мостов и островов /Алексей Владимирович, Алексей Ерофеев. М.: АСТ:СПб.: Астрель-СПб, 2009 -752 с.
  3. Михайлов А.М. Санкт-Петербург: 100 удивительных мест и фактов, которых нет в путеводителях.- М.: Эксмо, 2011.-320 с.
  4. Царев Р.Я. Санкт-Петербург. Необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о Северной столице. М.: Эксмо, 2012.- 320с.: ил.- (Туризм).
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Авт.-сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Москва: Просвещение 2010.-23с.
  6. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. Волгоград: Учитель, 2006. 128 с.
  7. Что должен знать педагог о современных образоватнльных технологиях: Практическое пособие / авт.-сост. В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г. Тринитарская, А.В. Тищенко.-2-е изд., испр. И доп.-М.:АРКТИ, 2011. 56с.
  8. Давидиг Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. - Харьков, Гуманитарный центр, 2010.

Список литературы для обучающихся:

  1. Александрова Е.Л. Остров Рус в Литориновом море. Историческое прошлое северных окрестностей Санкт–Петербурга. - СПб., 2000.
  2. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З. Краеведение – страницы жизни нашего края. - СПб., 2006.
  3. Семенова М. Мы – Славяне. – СПб., 2006.
  4. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт–Петербурга. - СПб., 2002.

 

Результативность реализации программы «Парки города. Изучай, играючи»

Название программы: «Парки города. Изучай, играючи»

Ф.И.О. педагог дополнительного образования ___________________________________

Ф.И. учащегося/

Освоение программы

теоретический

практический

коммуникативный

общий

уровень

Особые

отметки

1

           
 ...            

Уровни:

высокий – В (задания выполняются полностью, самостоятельно, инициативно)

средний – С (задания выполняются не полностью, требуется организационная помощь)

низкий – Н (задания частично выполняются со значительной помощью педагога).

 

. . . . . . .