Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Дата публикации: 2024-01-28 21:03:40
Статью разместил(а):
Орехова Раиса Владимировна,

Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Авторы: Герасимова Дарья Петровна,

Орехова Раиса Владимировна,

Михеева Татьяна Михайловна

ГБОУ Школа № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Россиянам были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриотическое воспитание младших школьников – это объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов. Краеведческая работа является эффективной формой патриотического воспитания.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Именно краеведение считается одной из самых эффективных форм патриотического воспитания в наше мирное время.

Методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами»

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование культуры человека.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.

Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т.п.

Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными принципами краеведческой работы являются: системный подход; предельная достоверность фактов; синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать вне исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (само поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады. Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относитесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

С первых школьных дней мы формируем у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов. Ежегодно проводится смотр войск. Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов. Почетное жюри - ветераны.

Вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков к подножию мемориалов погибшим в Великой Отечественной войне. Младшие школьники выступают с агитбригадой «Мы голосуем за мир!». Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

В школе проводится цикл бесед, посвященных символике страны и родного Санкт-Петербурга.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей своей родины, стремишься быть похожим на них.

В результате нашей педагогической работы ребенок располагает знаниями о названии страны, географии и природе родного края, его символике.

Если ребенку известны имена земляков, тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.

 

. . . . . . .