Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Исполнительское мастерство педагога народного пения в детской музыкальной школе

Дата публикации: 2024-01-26 19:19:20
Статью разместил(а):
Рощупкина Марина Владимировна

Исполнительское мастерство педагога народного пения в детской музыкальной школе как средство мотивации учащихся

Автор: Рощупкина Марина Владимировна

МБУДО «Детская музыкальная школа № 1», г. Новомосковск

 

Анотация: В этой статье автор пишет о значении исполнительской практики педагога народного вокала в педагогическом процессе в детской музыкальной школе. Одним из важных аспектов вокально-педагогической практики является личный пример педагога, его профессионально-личностное развитие.

Ключевые слова: исполнительское мастерство педагога, личность педагога, педагог народного вокала.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Любой профессиональный человеческий опыт, полученный в определённой области, предполагает функцию его передачи, так как только таким путём возможен необходимый процесс преемственности поколений. Педагогическая практика и исторический опыт лишь констатируют о том, что чаще всего встречаются выдающиеся исполнители, которых педагогика не увлекает, оставляя равнодушными; и педагоги-музыканты, мастера высочайшей пробы, знатоки своего дела, чувствующие себя артистами только в классе. И редким исключением в этом наблюдаемом большинстве являются те, которые владеют уникальным сочетанием как исполнительского, так и педагогического таланта, то есть "сидят на двух стульях" по меткому и остроумному замечанию педагога –музыканта Генриха Нейгауза, который также как немногие другие, к величайшему счастью его учеников, относился к категории последних. Формирование исполнительской культуры педагога-музыканта во все времена было культурно и социально значимой проблемой. 

Исполнительская деятельность преподавателя-музыканта, инструменталиста, вокалиста является основой педагогического процесса, позволяющая в самой высокой степени раскрыть личность педагога и оказать значительное влияние на формирование духовного мира учащихся. Педагог должен обладать высоким уровнем «исполнительской компетентности», т.е. сочетать совокупность определенных качеств личности и высоким уровнем профессиональной подготовленности к исполнительской деятельности и на ее основе к эффективному взаимодействию с учащимися в учебном процессе. 

Секрет музыкально-педагогического мастерства заключается не только в умении досконально знать свою профессию, но и в умении ярко и образно выражать её... Каждый педагог-музыкант должен владеть бесконечным количеством вариантов этого процесса. Он так же, как и бесконечность художественных интерпретаций музыкального произведения, зависит от своей личностной составляющей и от множества условий и факторов, окружающих его. Умение передавать знания является кульминацией всего педагогического процесса, владение ею фактически подтверждает такое явление, как педагогический талант.

Педагог-музыкант для эффективности образовательного процесса не должен останавливаться в своём профессионально-личностном развитии, в избегании так называемого «профессионального выгорания». Среди признаков нарушения профессионального развития педагога-музыканта следует выделить невнимание к собственной исследовательской деятельности и нежелание развивать в себе данную профессиональную составляющую. Часто это сочетается с отсутствием желания педагога расширять собственные знания по методике обучения музыке, психологии музыкальной деятельности.

В процессе профессионального выгорания нарушается системное развитие профессионально важных качеств личности педагога-музыканта. Становясь равнодушным по отношению к ученику, он утрачивает внутреннюю мотивацию к профессиональному развитию, снижается качество владения методикой обучения и уровень коммуникативных способностей.

Одной из важнейших составляющих совокупности профессиональных качеств педагога-музыканта, позволяющих защитить его от профессионального выгорания, является исполнительская культура и концертная практика. Значение исполнительской культуры музыканта состоит в наличии у него духовно-нравственных, общекультурных, музыкальных и профессиональных возможностей для понимания смысла музыки и воплощения ее в исполнительской деятельности.

Любому педагогу-музыканту важно прилагать максимум профессиональных усилий для сочетания педагогической и исполнительской деятельности. Это сочетание предоставляет педагогу возможность для самореализации, помогает избегать монотонности учебного процесса, увеличивает профессиональный потенциал, повышая уровень исполнительской культуры и является средством защиты от профессионального выгорания.

Без исполнительской практики педагогу становится труднее развивать культуру звука, как у себя, так и у своих учеников. Свидетельством этого может быть постепенное снижение внимания преподавателя к культуре звука обучающихся. Совершенно очевидно, что именно своим исполнением педагог должен демонстрировать ученикам, как следует использовать  средства выразительности для достижения высокой культуры звука и такой же выразительности исполняемого произведения.

Исполнитель народной песни – это особая категория исполнителей. Основой процесса  образования и воспитания средствами народной  школы пения служат традиционные нормы исполнительского искусства, жанровой специфики, пластики и хореографии, сценической культуры пения, что требует особого внимания в процессе подготовки будущего исполнителя.  

Воспитание исполнителя народной песни – это многоплановый и многогранный психолого-педагогический и творческо-исполнительский процесс, качественный показатель которого зависит, в том числе и  от уровня педагогического мастерства преподавателя, а также от его личного опыта творческо-исполнительской деятельности.

Таким образом, у ученика будет наглядный пример использования тех принципов, по которым его преподаватель обучает.

Для воспитания ученика в духе постоянной работы над собой в плане преодоления сценического волнения и боязни выступлений на школьных концертах и тематических вечерах, преподавателю необходимо иметь свой концертный репертуар, который способствовал бы вовлечению ученика повышать уровень исполнения, мог быть для него эталоном развития собственных волевых качеств, формирования творчески ориентированной мотивации. Профессиональная концертная практика преподавателя детской музыкальной школы или школы искусств дает возможность повысить качество исполнения и самооценку, которая может быть крайне уязвима в результате накапливания стресса при работе с мало подвинутыми учениками. Так же концертная практика имеет неоценимое значение при работе педагога с перспективными учениками, особенно старших классов. Педагог получает творческую подпитку для подготовки таких учеников к продолжению обучения в музыкальных колледжах и вузах.

Таким образом, концертирующий педагог детской музыкальной школы формирует в себе новые мотивационные формулы активной профессиональной деятельности, защищая себя тем самым от профессионального выгорания и повышая уровень исполнительского мастерства.

 

Список литературы:

1. Искусство народного пения - часть первая.- Мешко Н.К., М.1996г.

2. Искусство народного пения - часть вторая. – Мешко Н.К., М. 2002г.    

3. Концертно- исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. - Антипова Л.А. М.1993г.

4. Школа русского народного пения. -  Шамина Л.М.1998г.

5. Народное творчество - научно-популярный журнал. Вып. №  1998г.

6. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- Менабени А.Г. М.:Просвещение,1987.

7. Обучение и воспитание молодого певца. - Луканин В.Л., Музыка,1977.

  

. . . . . . .