Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Организация групповой работы как форма совместной деятельности на уроках русского языка и литературы

Дата публикации: 2023-12-12 12:57:45
Статью разместил(а):
Староверова Юлия Владимировна

Организация групповой работы как форма совместной деятельности на уроках русского языка и литературы

Автор: Староверова Юлия Владимировна

МБОУ «СОШ №34», г. Бийск

 

Аннотация: В этой статье представлена технология групповой и коллективной работы на уроках русского языка и литературы. Автор предлагает эффективные методы и приемы организации групповой деятельности по русскому языку и литературе. Данная статья может быть внедрена в практику учителей русского языка при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Ключевые слова: групповая работы, литература, русский язык, коллективная работа.

 

Согласно ФГОС третьего поколения на уроке каждый обучающийся должен стать активным участником в процессе усвоения учебного материала. Для реализации этих задач на помощь приходит групповая работа.

Задачами групповой работы является:

- включение обучающегося в познавательную деятельность;

- уметь работать в команде и индивидуально;

- уметь общаться и договариваться.

Организация групповой работы на уроке является актуальна и перспективна во все времена. Через групповую и коллективную формы работы развивается детская инициатива, самостоятельность, объективность самооценки. При таких формах работы формируются такие компетенции как сотрудничество, общение со сверстниками, умение делать самостоятельный выбор.  

Групповая работа помогает учителю дозировать материал, темп работы на уроке, облегчает усвоение материала.  

В современном педагогике, в рамках ФГОС такие технологии в обучении актуальны и необходимы, так как обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса. В групповых технологиях широко используется поисковая, исследовательская и проектная деятельность.  Эти формы работы соответствуют ФГОС третьего поколения.

 В методике преподавания существует ряд групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний и др.

Групповой опрос проводится с целью повторения и закрепления изученного материала. В ходе опроса лидер группы (командир, консультант и т.д.) проводит опрос каждого члена своей группы в соответствии с предлагаемым перечнем вопросов. Вопросы может подготовить учитель или ученик в качестве домашнего задания. Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Общественный смотр знаний – еще одна интересная технология организации групповой работы в классе. Для успешного проведения данной технологии нужно проделать большую подготовительную работу. Для более качественного проведения смотра необходимо заранее подготовить учителю вопросы, ознакомить их с обучающимися. Школьники данные вопросы изучают во внеурочное время. Общественный смотр знаний начинается со слов приветствия председателя жюри, вокруг должна создаваться торжественная обстановка. Ученики на урок приходят в парадной форме. Кабинет оформляется по тематике, создается и оформляется выставка работ учащихся и методических пособий и т.д. Необходимо расставить парты, не так, как всегда. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Первый ряд предназначен для обучающихся, которые работают самостоятельно. Ребята сидят в группе со своим спикером.

 Общеклассный смотр торжественно открывает ведущий. Затем начинается работа. Некоторые ученики работают у доски, другие - сидя за отдельными столами, третьи отвечают с мест. Во время ответов учащиеся могут дополнять, уточнять информацию. Все это засчитывается группе. Члены жюри также могут задавать интересующие вопросы отвечающим. При использовании данной технологии можно использовать такие формы работы как фронтальный работа, индивидуальные карточки, работа с текстом. В программе можно использовать и нетрадиционные, интерактивные формы работы квесты, квизы, КВН, визитки и т.д.

Такие формы групповой и коллективной работы как круглые столы, литературные и языковые турниры, дебаты, литературные гостиные, уроки – игры и т. д. способствуют творческому и интеллектуальному развитию обучающихся на уроках литературы и русского языка. Создание ситуации успеха становится важным фактором развития интеллектуально – творческих способностей учащихся и организации исследовательской деятельности.

Например, круглые столы могут быть посвящены анализу художественных особенностей произведения, стилистике автора, лингвистическому анализу текста. В рамках литературного турнира может быть проведен литературно-языковой конкурс. Учащимся предлагаются задания, в которых нужно объяснить значение слов, проанализировать предложения, объяснить их конструкцию, поэтику. В качестве примера приводим дискуссию или дебаты на тему: «Произведение на языке оригинала или перевод – это одно и то же произведение или разные?» В качестве аргумента на уроке используем текст на иностранном языке и русском. Сравнительная деятельность является успешной формой работы и увлекает школьников.

На уроках развития речи при использовании коллективных форм работы можно формировать коммуникативные навыки обучающихся.

Например, интересной и содержательной была тема «Новость, которой я хочу поделиться». Ученики заранее готовят какую-то услышанную или прочитанную новость, затем делятся своими впечатлениями с одноклассниками. После выступления всех участников проходит обсуждение, в процессе которого у обучающихся постепенно формируется активная, самостоятельная и творческая позиция по той или иной теме выступления. Обратная связь с участниками осуществлялась по заранее подготовленным вопросам, где оценивалась и комментировалась речь спикеров со стороны одноклассников.

1. Что интересного запомнилось Вам в речи спикеров?

2. Какие успешные ораторские приёмы были применены спикерами?

3. Говорить экспромтом: легко или тяжело?

Таким образом, ученики пытаются передать информацию разными речевыми средствами. Формирование правильной речи, донесения точной информации является главнейшей задачей обучения и воспитания, помогающей становлению основных компетентностей личности.

В процессе групповой работы можно выделить положительные и отрицательные стороны работы.

К положительным можно отнести: повышение учебной мотивации, снижается уровень тревожности улучшается психологический климат в классе, становится лучше эффективность усвоения материала.

К отрицательным сторонам можно отнести: большая предварительная подготовка как педагога, так и учеников, т.к. работе в группе нужно научить, чтобы это был не ситуативный, а постоянный процесс; слабые ученики обычно пользуются знаниями более сильных учеников, не проявляя активности и инициативы.

На уроках русского языка и литературы применяются следующие виды групповой работы: генерация идей, мозговой штурм, работа в парах, пресс-конференция, эксперты, определи ошибку и др.

При изучении произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль» в качестве мозгового штурма каждая группа обучающихся выдвигает версию, что значит слово «Недоросль». При изучении поэзии, обучающимся предлагается ряд стихотворений, работая в группах они делают предположения в каком стихотворном жанре, стихотворной форме написаны данные произведения.

Форма групповой работы как мозговой штурм- это хорошая возможность найти общее решение какой-то поставленной задачи или проблеме. Такая форма работы способствует развитию творческого и креативного мышления у обучающихся.

Еще один прием групповой работы «Продолжение». Каждой группе выдаётся одинаковое начало текста, обучающимся нужно придумать продолжение, причем, работая внутри группы, каждый участник должен составить свое предложение по цепочке, чтобы получился связный текст. Например, «Напиши письмо литературному герою». На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая коллективная работа: учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего. Вызывает большой интерес у обучающихся задание «Необычная встреча». Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. Например, разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

Интересной формой групповой работы является прием «Встреча экспертов». Обучающиеся делятся на группы по 5-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на части, затем, обучающиеся, которые работали над одним и тем же вопросом, но состоящие из разных групп, объединяются в свою группу, там идет обсуждение отработанного материала, это называется «встреча экспертов». Затем эксперты возвращаются в свои группы и доносят информацию до членов своих групп.

Такой прием групповой работы как «Определи ошибку» помогает обучающимся детально изучить текст, знать содержание текста. При работе с данным приемом педагог дает текст с ошибками (ошибки могут быть в содержании, в неправильном названии имен, деталей одежды, атрибутики и т.д.). Задание группе –найти ошибку и привести соответствующие доводы. Группа выполняет задание вместе, а спикер группы представляет готовое решение всему классу. Выслушав версию каждой группы класс выбирает правильное решение.

В среднем звене (5-7 класс) интересно проходит прием «Напиши телеграмму/ письмо». Обучающиеся не только учатся оформлять почтовые конверты, но и совместно в группе пишут содержание телеграммы. Затем, каждая группа обменивается телеграммами, зачитывает, составляет ответ.

Групповая работа на уроке может интегрироваться в исследовательскую деятельность. Например, художественный текст, изучаемый на уроке литературы, может стать основой для формирования опыта языковых исследований.

Итак, теперь обратимся к формам работы, которые можно использовать нам уроке литературы. Во-первых, обратимся к домашнему заданию. Самое обычное домашнее задание может превратиться в тему исследования. В качестве примера приведу следующее задание по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сообщаю ученикам, что в романе очень много фразеологизмов. Предлагаю задание по группам: первая группа выписывает фразеологизмы из глав, где описана Москва 30-ых годов, вторая группа выписывает фразеологизмы их библейских глав. Затем, сравниваем выписанные фразеологизмы и делаем вывод, что фразеологизмы принадлежат к разным стилям речи. Выполнение этого задания и стало толчком для исследования по языку «Стилистическая и образная функция фразеологизмов в художественном произведении» (на материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Ещё один пример. Задание к первой главе романа «Евгений Онегин» (9 класс): «Выпишите из текста первой главы поэмы незнакомые для вас слова». Работа ведется в группах. Обучающиеся выписывают, затем каждая группа озвучивает свои слова, выписываем на доску. Слов оказалось достаточно много. Затем идет групповой обмен мнением. Представители групп ведут опорос в других группах о том, какие слова не понятны. Каждая группа систематизирует собранный материал. Таким образом получился словарь устаревшей лексики, который составили сами обучающиеся.

Интересные формы групповой работы можно использовать после каникул. На уроке литературы. Например, обучающиеся делятся на группы, каждый в своей группе делится впечатлениями о прочитанной книге, рассказывает немного об авторе, тематику, о героях, что удивило и почему книга понравилась. Затем в каждой группе выбирается одна книга и спикер представляет ее всему классу. В данном приеме дети учатся слушать друг друга, убедительно говорить. 

Интересный прием групповой работы «Подвешенный вопрос». Данный прием помогает учить детей находить информацию самостоятельно. Учитель озвучивает классу вопрос, или это делает ученик, при этом учитель не дает правильный ответ, а предлагает обсудить, где можно найти информацию, чтобы правильно ответить на этот вопрос. Это обсуждается в группе, обсуждаются разные способы получения информации.

На уроке русского языка можно дать всему классу задание. Тот, кто сделал вперед всех, встает и ждет другого ученика. Они объединяются и сверяют ответы, находят ошибки, объясняют почему именно так выполнили это задание.

Групповая и коллективная форма работы на уроке делает его интересным, творческим, живым. Такие формы проведения урока способствуют развитию у обучающихся осознанного отношения к учебе, активизации мыслительной деятельности. Данные формы позволяют не однократно повторить учебный материал. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Коллективные и групповые формы работы позволяют отойти от традиционной классно-урочной системы. На первый план выходит воспитание, общение ученик, совместная деятельность всех участников, это положительно сказывается и на психологическом состоянии обучающихся. Ученику становится комфортно находится на уроке, он чувствует свою значимость.

 

Литература:

1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1977.

 2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М.: Педагогика, 1989.

 3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М. : Просвещение, 1991.

 4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И.Б. Первина. - М.: Педагогика, 1985.

 5. Лиймете Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

 6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990

 7. Миртов А.В. Сочинение в школе. Уроки коллективного творчества // Литература в школе. 1996. -№ 6.

 8. Поливанова Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. - 1996. -№ 2.

 9. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Педагогика, 1987.

10. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

 

. . . . . . .