Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Самостоятельность учащихся как педагогическая проблема

Дата публикации: 2023-11-01 13:13:22
Статью разместил(а):
Процких Елена Александрович

Самостоятельность учащихся как педагогическая проблема

Автор: Процких Елена Александровна

МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой», г. Удачный

 

Ключевые слова: современное образование, организация учебного процесса, современный урок, самостоятельность.

 

Основной целью современного образовательного процесса является научить ребёнка работать самостоятельно. Прошли те времена, когда учитель был главным и единственным источником знаний. В наш век большого потока информации, приоритетным и важным является научить ребенка самостоятельно добывать и использовать информацию, знания. В этих условиях современному обществу нужен человек, способный к активному овладению знаниями и умеющий работать с информацией.

Сегодня школа даёт человеку не только основные научные знания и практические навыки, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое. В современном образовательном процессе учитель выполняет роль наставника. Его функция заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы ученик смог самостоятельно добыть необходимое знание. Поэтому успех учащегося, как в учёбе, так и в жизни, зависит от уровня его самостоятельности.

Кроме того, требования к современному уроку определяют эту тенденцию к развитию самостоятельности у учащихся. Например, учитель строит урок так, чтобы ученики самостоятельно определяли тему урока, ставили цель, находили пути ее достижения и в конце урока делали вывод об успешности достижения конкретной цели. Таким образом, в процессе обучения ученики должны достичь определенного уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться им с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

О необходимости формирования самостоятельности у учащихся в процессе обучения писал ещё К.Д. Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».  Он считал, что не уметь хорошо выражать своих мыслей - это недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей - это ещё гораздо больший, а самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний. Я согласна с автором данного утверждения, что лишь умение самостоятельно работать и есть то основание, которое даёт результат в обучении.

Самостоятельность является определяющей и основополагающей не только в обучении, но и в нашей повседневной жизни. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам необходимо принимать решение, брать на себя ответственность, быть уверенным в своих силах и знаниях. А быть самостоятельным, это значит полагаться только на себя. И независимо от того, как сложится та или иная жизненная ситуация, лишь самостоятельные люди получают свой бесценный опыт. Опираясь на свой опыт, эти люди успешно строят свою жизнь.

Подводя итог, я хочу сказать о том, как важно научить детей быть самостоятельными, поскольку это требуется от учеников не только на уроках, но и дома. Самостоятельность - это то важное и ведущее качество личности, которое так необходимо каждому человеку в условиях современного мира.

 

. . . . . . .