Самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
Самостоятельность учащихся как педагогическая проблема
Автор: Процких Елена Александровна
МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой», г. Удачный
Ключевые слова: современное образование, организация учебного процесса, современный урок, самостоятельность.
Основной целью современного образовательного процесса является научить ребёнка работать самостоятельно. Прошли те времена, когда учитель был главным и единственным источником знаний. В наш век большого потока информации, приоритетным и важным является научить ребенка самостоятельно добывать и использовать информацию, знания. В этих условиях современному обществу нужен человек, способный к активному овладению знаниями и умеющий работать с информацией.
Сегодня школа даёт человеку не только основные научные знания и практические навыки, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое. В современном образовательном процессе учитель выполняет роль наставника. Его функция заключается в организации учебного процесса таким образом, чтобы ученик смог самостоятельно добыть необходимое знание. Поэтому успех учащегося, как в учёбе, так и в жизни, зависит от уровня его самостоятельности.
Кроме того, требования к современному уроку определяют эту тенденцию к развитию самостоятельности у учащихся. Например, учитель строит урок так, чтобы ученики самостоятельно определяли тему урока, ставили цель, находили пути ее достижения и в конце урока делали вывод об успешности достижения конкретной цели. Таким образом, в процессе обучения ученики должны достичь определенного уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться им с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
О необходимости формирования самостоятельности у учащихся в процессе обучения писал ещё К.Д. Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения». Он считал, что не уметь хорошо выражать своих мыслей - это недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей - это ещё гораздо больший, а самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний. Я согласна с автором данного утверждения, что лишь умение самостоятельно работать и есть то основание, которое даёт результат в обучении.
Самостоятельность является определяющей и основополагающей не только в обучении, но и в нашей повседневной жизни. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда нам необходимо принимать решение, брать на себя ответственность, быть уверенным в своих силах и знаниях. А быть самостоятельным, это значит полагаться только на себя. И независимо от того, как сложится та или иная жизненная ситуация, лишь самостоятельные люди получают свой бесценный опыт. Опираясь на свой опыт, эти люди успешно строят свою жизнь.
Подводя итог, я хочу сказать о том, как важно научить детей быть самостоятельными, поскольку это требуется от учеников не только на уроках, но и дома. Самостоятельность - это то важное и ведущее качество личности, которое так необходимо каждому человеку в условиях современного мира.