Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Социальное партнерство как условие раскрытия потенциала каждого ребенка

Дата публикации: 2023-02-14 05:53:58
Статью разместил(а):
Родионова Надежда Александровна

Социальное партнерство как условие раскрытия потенциала каждого ребенка

Автор: Родионова Надежда Александровна

ГБУ ДО ЦДЮТТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга "Охта"

 

Аннотация: В статье представлен опыт организации социального партнерства между учреждением дополнительного образования, учреждением социальной помощи, коммерческим культурно-образовательным пространством.

Ключевые слова: социальное партнерство, сетевое взаимодействие, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

 

Важнейшей задачей образовательной политики государства в сфере дополнительного образования является «организация всестороннего партнерства». Решение государственной задачи требует от учреждения дополнительного образования разработки новых программ развития, направленных на установление новых контактов и институтов образования. Основную функцию в организации устойчивых связей выполняет социальное партнерство. Как особый тип совместной деятельности, социальное партнерство является условием успешности решения большинства задач, поставленных в Концепции развития дополнительного образования, таких как поддержка индивидуализации и самореализации обучающихся, обновление содержания дополнительного образования, расширение образовательного пространства, развитие личностно-ориентированной открытой образовательной среды.

Сегодняшний день диктует нам необходимость поиска новых моделей и образовательных форм организации работы с детьми и развитие детского творчества в новом качестве. Социальное партнерство является одним из мощных ресурсов образования, позволяет расширить перечень образовательных услуг для обучающихся.

В центре детского (юношеского) технического творчества «Охта» разработан и успешно реализуется проект «Сектор маркетинговых технологий и социального взаимодействия», обеспечивающий установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации дополнительных общеобразовательных программ нового уровня. Длительные и только набирающие силу партнерские отношения связывают нас более чем с 40 различными организациями: производственными и коммерческими предприятиями, общественными организациями, вузами, учреждениями культуры и спорта. Установившиеся социальные связи характеризуются общими целями, доверием, добровольностью и долговременностью отношений, признанием взаимной ответственности за результат.

Одним из наиболее ярких примеров такого взаимодействия стал социальный проект «Страна кукол», который осуществился благодаря тесной кооперации администрации Красногвардейского района, ГБУ ДО ЦДЮТТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта», СПб ГБУ Центр социальной помощи семьи и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга и культурно-образовательного пространства «Oxta Lab» торгово-развлекательного центра «Охта Молл».

Основной целью проекта является создание творческой среды для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их реабилитация и социальная адаптация в обществе через театрализованную деятельность, организованную при межведомственном социальном партнерстве между учреждением дополнительного образования и учреждением социальной помощи.

Главными задачами проекта стали:

создание условий для социализации и интеграции детей;

реализация творческого потенциала личности ребенка;

систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

ознакомление детей с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);

развитие художественного и ассоциативного мышления детей;

обогащение эмоционально-образной сферы деятельности детей;

развитие коммуникативных навыков детей.

Целевая группа – это дети в возрасте от 7 до 12 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посещающих отделение дневного пребывания несовершеннолетних Центра социальной помощи семьи и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Включение данной категории детей в социально-значимую деятельность - важный фактор воспитания и дальнейшего развития личности. Активная социальная деятельность предоставляет возможность детям с разной социальной адаптацией, успешностью в учебе и жизненной позицией принять участие в совместном творческом проекте, способствуя раскрытию человеческих качеств личности. Подрастающее поколение не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации.

Наиболее коротким путем эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению является путь через игру, фантазирование и сочинительство [4]. Именно этим и обусловлен выбор театрализованной деятельности. Включение в театрализацию стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. А социальная направленность театральных представлений оказывает влияние на мировоззрение юных театралов и зрителей, заставляет гораздо глубже взглянуть на жизненные проблемы, учит сопереживать персонажам постановок, воспитывает более чуткое, отзывчивое и доброе отношение к окружающим.

Важно отметить, что 2019 год был объявлен годом театра на основании Указа президента РФ № 181 от 28.04.2018 года «О проведении в Российской Федерации года театра», что нашло непосредственное отражение в форме реализации проекта и выборе вида творческой деятельности детей.

Острым вопросом стало определение литературного произведения, над которым предстояло работать. Из множества известных детских авторов предпочтение было отдано пьесе С.Я. Маршака «Кошкин дом». Удивительно, но именно эта незатейливая сказка, выросшая из коротенькой детской потешки, является одним из «судьбоносных» произведений для культуры нашей страны. «Кошкин дом» – одно из произведений, заложивших фундамент становления Российского детского театра. Автор создает сатирическую картину взрослого мира, где царят неправда, глупость, зависть и лицемерие. Великолепная и поучительная сказка «Кошкин дом» рассказывает о том, что важно и нужно в первую очередь любить свою семью и своих родных.

Легендарная пьеса была опубликована в 1922 году в сборнике «Театр для детей», в 1945 появился расширенный вариант, в 1947 вышло первое отдельное издание, в 1948 году для Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова был написан третий вариант, ставший окончательным. Таким образом, в 2018 году этому произведению исполнилось 70 лет.

Начиная с апреля 2019 года, в течение двух месяцев педагогами дополнительного образования ЦДЮТТ «Охта» было проведено 22 мастер-класса по театрализованной деятельности в рамках расширения возможностей и доступности дополнительного образования детей, в результате которых ребята не просто создали театр кукол своими руками, но и представили зрителям театрализованную постановку «Кошкин дом». В проекте приняло участие 15 учащихся Центра социальной помощи. При поддержке педагогов дополнительного образования участники проекта: учились шить аксессуары и элементы кукол, выбирали пьесу, учились наизусть декламировать выразительно текст своей роли, работали над образами, рисовали декорации, готовили афиши и пригласительные для гостей. На мастер-классы были приглашены юные корреспонденты детского пресс-центра ЦДЮТТ «Охта», которые интервьюировали будущих артистов. Предлагаемое содержание мастер-классов соответствовало заявленному возрастному спектру и предполагало, как групповую деятельность, так и персонифицированный подход педагога. Такой комплексный подход способствовал развитию творческого самосознания и метапредметных качеств, таких, как аккуратность и ответственность, умение работать в команде и в режиме многозадачности, вырабатывать свой творческий, авторский подход при выполнении заданий. Для многих детей — это не только возможность попробовать новый для себя вид творчества и интересно провести время, но и перспектива первых шагов с точки зрения профориентированного подхода к творческой деятельности.

Результатом совместной работы стал публичный показ театрализованного представления «Кошкин дом» в культурно-образовательном пространстве «Oxta Lab» торгово-развлекательного центра «Охта Молл». Участники проекта исполняли роли актеров: были чтецами и кукловодами, встречающими приглашенных гостей. В качестве дополнительного бонуса была организована и оформлена выставка творческих и изобразительных работ на тему «Кошкин дом», которые дети выполнили в процессе подготовки к спектаклю. Новая форма проведения мастер-классов на территории Центра социальной помощи семьи и детям привлекла огромное внимание со стороны детей и родителей. Участники проекта стали регулярно посещать мероприятия, организованные ЦДЮТТ «Охта», таким образом обозначив мастер-классы не единоразовой досуговой акцией, а полноценной образовательной программой.

Реализация проекта способствовала значительным улучшениям речевых и коммуникативных навыков детей – участников проекта. Параллельно происходило развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи, что дало новый толчок и в развитии индивидуально-личностных качеств, таких как терпимость и уверенность, уважительное отношение к окружающим, развитие фантазии, способность сопереживать происходящему, умение управлять своим настроением и регулировать эмоции. Дети почувствовали на себе «Модель успеха».

В настоящее время результаты реализации проекта становятся особенно актуальными в рамках реализации Национального проекта «Образование» (2019-2024 гг.) по направлению «Успех каждого ребенка», цель которого – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Согласно собранным данным психолого-педагогической диагностики Центра социальной помощи, положительным характеристикам ребят, отзывам родителей по итогам реализации проекта было принято решение о пролонгации такой модели взаимодействия между учреждениями.

В период с 2019-2022 учебные года педагоги дополнительного образования реализовали циклы мастер-классов на темы русских сказок «Двенадцать месяцев», «Крошечка Хаврошечка», «Морозко», «Хитрая лиса». В данный момент ребята с большим удовольствием готовят новый проект по мотивам пьесы М. Непряхина «Сказ о русском богатыре Илье Муромце и Яшке стрельце удалом молодце». Таким образом ребята не только получают дополнительные знания о русских народных традициях, но и поддерживают их, и конечно же делятся ими со своими сверстниками, показывая спектакли.

Социальное взаимодействие позволяет решать множество важнейших задач в сфере территориального социального развития, расширения услуг дополнительного образования, повышения его эффективности, генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия. Центру удается реализовывать новые программы взаимодействия с различными организациями города и района, выступать полноправным партнером, осуществляя непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности учреждения.

Взаимодействие не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимовыгодной кооперации. Конечной целью является консолидация усилий заинтересованных сторон в решении проблем социализации и воспитания юных петербуржцев.

 

Список литературы:

1. Байбородова Л.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов / Л. В. Байбародова, А. В. Репина // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. – 2013. – № 3. – т. 2.– С. 21–25. 

2. Жданко Т.А. Организация сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных систем на основе системно-деятельностного подхода // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2013. – № 3 (24). – С. 230–234.

3. Швецов М.Ю. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений / М.Ю. Швецов, А.Л. Дугаров // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 5. – С. 33–38.

 

. . . . . . .