Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Особенности работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Дата публикации: 2024-03-21 14:33:56
Статью разместил(а):
Алексеева Виктория Геннадьевна

Особенности работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Автор: Алексеева Виктория Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: Данная статья  рассматривает возможности притчи, как литературного жанра, на уроках  ОРКСЭ; в ней представлен опыт работы с притчами на уроках «Светской этики».

Ключевые слова: притча, основы религиозных культур и светской этики, активные методы обучения.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в школах страны появился новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Перед учителем возник ряд вопросов: Как построить урок, который будет максимально способствовать формированию, как личностных, так и метапредметных результатов? Как эффективно построить взаимодействие с обучающимися в процессе изучения курса? Как развивать у детей познавательный интерес к предмету?

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса. Особое место здесь занимают активные методы обучения (АМО). Они способствуют формированию умения принимать решения, формулировать мысли, слушать и принимать разные точки зрения других людей, умения работать в команде. Это - беседы, групповые дискуссии, мозговые штурмы, индивидуальные и групповые проекты, игры, творческие мастерские, интеллектуальные разминки, различные конкурсы, социально-психологические тренинги (тренинг личностного роста, тренинг коммуникативной компетентности, партнерского общения)  и еще множество других вариантов.

Среди активных методов обучения я выделила  работу с притчами.  В силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Что же такое притча? Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере» [1]. Притча-это короткий рассказ, сюжет, содержащий напутствие, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Они всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками [2].

Поскольку в учебниках по предмету не много притч, мы подобрали притчи, которые возможно использовать при изучении  отдельных тем. Приведем примеры некоторых притч. Курс  ОРКСЭ (модуль «Светская этика», 4 класс).

1 урок. Тема: «Россия – наша Родина» - притчи «Родина», «Лучшая страна».

2 урок. Тема: «Что такое светская этика» - притча «Щедрый подарок».

3 урок. Тема: «Культура и мораль» - притча от Александры Лопатиной  «Чему учат книги?».

4 урок. Тема: «Особенности морали» - притча «Девочка и морская звезда».

5-6 урок. Тема: «Добро и зло» - притча «О гвоздях».

7-8 урок. Тема: «Добродетель и порок» - притча «Горностай».

9 урок. Тема: «Свобода и моральный выбор человека» - притча «Все в твоих руках».

10 урок. Тема: «Свобода и ответственность» - притча «Герой».

11 урок. Тема: «Моральный долг» - притча «Воробей».

12 урок. Тема: «Справедливость» - притча «О Мурке и Шарике».

13 урок. Тема: «Альтруизм и эгоизм» - притча «Пахарь и крот» (В.А. Сухомлинский)

14 урок. Тема: «Дружба» - притча «Муха и пчела».

15 урок. Тема: «Что значит быть моральным» - притча «Спешите делать добро».

16-17 урок. Подведение итогов.

18 урок. Тема: «Род и семья – источник нравственных отношений» - притчи «Отец и сыновья», «Корзину-то возьми».

19 урок. Тема: «Нравственный поступок» - притча «Житель Афонской горы».

20 урок. Тема: «Золотое правило нравственности» - притча «Мудрый царь Соломон».

21 урок. Тема: «Стыд, вина и извинение» - притча «О блудном сыне».

22 урок. Тема: «Честь и достоинство» - притча «Вода, Ветер, Огонь и Честь».

23 урок. Тема: «Совесть» - притча «Совесть подлеца».

24 урок. Тема: «Нравственные идеалы» - притча «Окно».

25 урок. Тема: «Образы нравственности в культуре Отечества» - притча «Любовь и ненависть».

26 урок. Тема: «Этикет» - современная притча «Воздух, смягчающий удары».

27 урок. Тема: «Семейные праздники» - притча «Хрупкие вещи».

28 урок. Тема: «Государственные праздники» - притча «Сделай жизнь праздником».

29 урок. Тема: «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» - «Притча о ценности жизни».

Рассмотрим на примере некоторых уроков из модуля «Светская этика» как можно организовать активную работу.

Восточная притча «О гвоздях» дает возможность детям попробовать выявить в ней поучительный смысл, предположить разные варианты ее окончания и то, как эти варианты повлияют на героев. Она подходит к темам: «Добро и зло», «Добродетель и порок». Притча без окончания, ее основной приём-это незавершённость повествования. Он позволяет ребенку развивать мышление, воображение, речь. Так же  этот прием можно использовать на уроке по теме: «Свобода и моральный выбор человека», обсуждая притчу «Все в твоих руках». Здесь же используем прием анализа и названия притчи. Ученики работают в группе, а затем, после обсуждения, читают и объясняют варианты ответа своей группы, сравниваются с названием притчи. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, включает ребят в общую работу класса.

Можно ребят вовлечь в создание скрайбинга, это когда вы дополняете свой рассказ зарисовками, чтобы получилось интересно и наглядно. Скрайбинг  позволяет  донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить. Ребятам очень нравится этот прием, к тому же, он позволяет превратить зарисовки в мультипликационный фильм. Например, притча «Муха и пчела» хорошо подходит к уроку по теме: «Дружба», а содержание приемлемо для скрайбинга.  

Групповые проекты на основе притчи «Мудрый царь Соломон» по теме «Золотое правило нравственности», особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают новую, свою, притчу из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Такая форма работы позволяет развивать коммуникативные умения.

В качестве домашнего задания, по теме «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»,  можно предложить ученикам подумать над проектом социального плаката «А если я буду способен спасти жизнь, то у меня и так все будет». Это слова из притчи « О ценности жизни». Плакаты можно разместить, в школе, оформив выставку.

Использование притч на уроках  ОРКСЭ усиливает интерес к данному предмету, к пониманию нравственного смысла. Их  можно использовать как введение в тему, как предлог для совместного обсуждения. Герои притч могут быть примером для подражания. Они  хорошо запоминаются, а через них куда легче донести  важную мысль, чем через какие-то доводы.

 

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 ч. — СПб., 1863—1866.

2. Мизёва В. Д.  Особенности  работы  с притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.

 

. . . . . . .