Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Ценностные ориентации современных девятиклассников и их отражение при подготовке к написанию сочинения

Дата публикации: 2024-02-07 16:43:27
Статью разместил(а):
Ходакова Светлана Анатольевна

Ценностные ориентации современных девятиклассников и их отражение при подготовке к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку ОГЭ

Автор: Ходакова Светлана Анатольевна

ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербурга»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что в современной школе для подготовки старшеклассников к итоговому экзамену по русскому языку, необходимо формировать нравственные ориентиры посредством изучения русской литературы.

Ключевые слова: ценностные ориентации, современные старшеклассники, литература.

Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.

 

Ранняя юность – это период завершения социализации личности, то есть процесса освоения общественно-исторического опыта, формирования нравственных ценностей.

По мнению многих учёных, процесс социализации личности проходит под воздействием ряда факторов, условно разделённых на три группы. Первая – макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это мир в целом, страна, общество, государство. Вторая – мезофакторы, к ним можно отнести тип населения (город, село, районы города), в котором живёт человек. Третья – микрофакторы, то есть институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников). Из которых школа – один из важнейших общественных институтов, дающих подросткам систематическое образование.

Социализация подрастающего поколения происходит и под влиянием мировых, планетарных процессов: экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на планете, от тенденций, характерных для мировой экономики и политики.

Итак, в зависимости от исторического пути, достигнутого уровня жизни, перспектив развития в самом обществе, складывается идеал человека, формируется определённый тип личности.

Обращаясь к изучению ценностных ориентаций подростков, особенностей восприятия ими социально-политических событий окружающей жизни было проведено следующее исследование. Целью исследования было изучение иерархической структуры ЦО современных старшеклассников и её зависимость от увеличения объёма изученных произведений русской литературы.

Объект исследования: влияние литературы на формирование ценностных ориентаций учащихся 9 класса ЧОУ «Газпром школа Санкт-Петербурга». Исследованием были охвачено 27 человек.

Была выдвинута следующая гипотеза: на содержание и структуру ЦО старшеклассников оказывают влияние изученные произведения, личностные образы, писатели, их взгляды, ценностные ориентации.

Для проверки этих гипотез были поставлены задачи:

- Теоретическое изучение вопроса: что такое ценности, ценностные ориентации,

- Проведение исследования ценностных ориентаций,

- Проведение сравнительного анализа полученных данных,

- Формулировка выводов.

В исследовании были использованы следующие методы:

· Изучение научно-теоретических источников, имеющих отношение к избранной теме;

· Метод сбора социологической информации – опрос в форме анкетирования.

· Метод наблюдения.

I глава. Возрастно-психологическая особенность развития личности в юношеском возрасте.   

Юность – определённый этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяют на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю).

Переход от детства к взрослости в человеческом обществе предполагает не только физическое созревание, но и приобщение к культуре, овладение определённой системой знаний, норм и навыков, благодаря которым человек может трудиться, выполнять общественные функции и нести определённую социальную ответственность. Созревание предполагает социализацию и не может осуществляться вне её, поэтому и переходный возраст рассматривается не только как фаза развития организма, сколько как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого опекаемого детства к самостоятельной деятельности взрослого человека.

Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимосвязь. Хронологический возраст прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей.

Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности, половое созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодёжи значительно позже начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за школьными партами. Отсюда – удлинение периода «ролевого моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но ещё не идентифицируется с ними окончательно.

Для развития самосознания и ценностных ориентаций важно осознание своей преемственности, устойчивости во времени. Подросток ещё остаётся дискретным и ограниченным непосредственно прошлым и настоящим, а будущее кажется почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы.

II глава. Формирование ЦО личностей в русских литературных произведениях.

Значение разных проекций времени: прошлого, настоящего и будущего не одинаково для людей разного возраста. Для юноши главным измерением времени становится будущее. Об этом повесть В. Аксёнова «Звёздный билет». Речь в ней идёт о выпускниках московских школ, которым верилось в скорое наступление светлого будущего, которое казалось им ослепительно прекрасным.

Становление личности включает в себя также становление устойчивого образа «я», то есть целостного представления о самом себе. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?»

Одна из главных особенностей юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. «Мы и взрослые» - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Возникает проблема «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В романе И. Шмелёва «Лето Господне» главной темой является тема исторической и родовой памяти, которая заявлена в эпиграфе к роману (строках А.С. Пушкина):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом, по мнению писателя, основа незыблемости мира. В таком мире есть главное – осмысленность, одухотворённость повседневной жизни, быта. Молодым людям, в каком-то смысле, легче, чем старшим: это более свободные и раскованные люди, чем их отцы и деды.

Таким образом, юношество разными путями входит в мир взрослых и усваивает его ценности, те или иные нормы, способы поведения. Возраст юности – один из самых сложных, важных и ответственных в плане формирования личности. Как любой возраст, он имеет свои особенности, проблемы, новообразования.

В русской литературе существует традиционный жанр автобиографического повествования. В произведениях этого жанра прослеживаются различные периоды, важные в плане формирования ЦО личности («Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Детство Тёмы» Н.Г. Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А.Н. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» А.М. Горького, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина, «Богомолы», «Лето Господне», «Родное» И.С. Шмелёва.

«Нет ни одной культуры, - писал Э. Фромм – которая могла бы обойтись без системы ценностных ориентаций или координат». Есть эти ориентации, продолжал ученый, «и у каждого индивидуума».

Ценностные ориентации (их можно также назвать жизненными позициями) весьма разнородны и многоплановы. Сознание и поведение людей могут быть направлены на ценности религиозно-нравственные, собственно моральные, познавательные, эстетические. Они связаны и со сферой инстинктов, с телесной жизнью и удовлетворением физических потребностей, со стремлением к славе, авторитету, власти.

Итак, еще один немаловажный фактор определения глубины человеческой души, её сути – это моральные ценности человека, то, что определяет чистоту человеческой сути. Поэтому рассмотрение этого фактора немаловажно для исследования в нашей работе? Каких жизненных высот желает достичь герой произведения? 

Что есть высшая ценность для героя «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина Самсона Вырина? Она очень проста – главным в его жизни была дочь Дуня, в этом убеждается читатель, когда видит, с какой горечью, страданием отец описывает исчезновение дочери. Мы видим огромную привязанность к своему «чаду»: «Уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти, уж ей ли не было житья?». Его любовь безгранична, верна. Мы убеждаемся в том, что душа у него огромна и все место в ней занимает дочь. Безгранично страдание старика. Трагична сцена, показывающая, как   смотритель всё больше и больше убеждается в том, что он потерял Дуню навсегда. Чтобы более наглядно показать душевные переживания персонажа, писатель дает следующие характеристики его состояния: «Бедный смотритель», «на него нашло ослепление», «сердце его начало ныть, ныть», «беспокойство овладело им», «бедный отец», «пошел домой ни жив ни мертв», «ожидал в мучительном волнении».        

Итак, мы видим, что пушкинский герой не бездушное существо, ему присущи ценности, типические для людей вообще, и в этом проявляется особенность пушкинского реализма.

Н.В. Гоголь в свойственной ему манере переплетая высокое и низкое, комическое и трагическое, в «Шинели» показывает искаженную человеческую сущность, когда «маленький человек» оказывается обезличен, а заместительницей высших духовных ценностей и идеала («подругой жизни») становится вещь – шинель.        

Пушкинское начало присутствует и в данном аспекте произведения «Шинель». В глухой, темной, бессмысленно пустой жизни Башмачкина вдруг вспыхнул живой огонек, родилась цель – «соорудить шинель»! Цель жизни Самсона Вырина – любовь к дочери поддерживала его. Вдруг появившаяся цель в жизни у Акакия Акакиевича преобразила и его жизнь. Он перестроил весь прежний распорядок и стал во всем себя ограничивать, уменьшил «обыкновенные издержки»: «изгнал употребление чая по вечерам», не зажигал свечей, реже стал отдавать в стирку белье, приучал себя голодать…

Но все эти тяготы было легко переносить Башмачкину, поскольку для него открылись ранее ему неведомые духовные радости; в этом и есть проявление моральной ценности героя: «Но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели … Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты».  Всякий человек (и «маленький») стремится к счастью, но понимание его различно.   

Изменение в духовном мире гоголевского героя проявлялось в том, что у него изменилась, а точнее появилась цель в жизни – «соорудить шинель». У Самсона Вырина была духовная человеческая цель – счастье. У Гоголя унижение человека достигло предела, забитый режимом человек утрачивает достоинство личности, и если в нём просыпается мечта, то он мечтает о приобретении необходимой вещи. Разница, которая заключается между целью Самсона Вырина и Акакия Акакиевича, в предназначении этой цели. Появление жизненной цели у Вырина поднимала его к иному, не рабскому существованию, у Акакия Акакиевича все вышло наоборот: появление материальной цели в конечном итоге сгубило его.    

В произведении Ф.М. Достоевского «Бедные люди» главным героем является также мелкий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался издевательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человеческого достоинства, он размышляет о литературе и о своем положении в обществе. М. Девушкин, помогая Вареньке Добросёловой, забирает вперед жалованье, входит в долги, терпит страшную нужду и в лютые минуты отчаяния остается личностью. Но как он деликатен! Благодетельствуя, он лишает себя всего, обворовывает, грабит самого себя, - до последней крайности обманывает свою Вареньку небывалым у него капиталом в ломбарде, и если проговаривается об истинном своем положении, то исключительно по стариковской болтливости и простодушно. Самым главным доказательством того, что его душа не обмельчала, не исчерпала себя является то, что он всё еще способен к самопожертвованию. Прочтя «Шинель» Макар был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит уже был вовсе не ничтожным, а личностью, хотя и был поставлен обществом на низкую ступень. 

Таким образом, ценностные ориентации (их можно также назвать жизненными позициями) весьма разнородны и многоплановы. Сознание и поведение людей могут быть направлены на ценности религиозно-нравственные, собственно моральные, познавательные, эстетические. Они связаны и со сферой инстинктов, с телесной жизнью и удовлетворением физических потребностей, со стремлением к славе, авторитету, власти.

III глава. Формирование и развитие ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

Одна из важнейших психологических характеристик зрелой личности – её ценностные ориентации. Фактически, это проблема смысла человеческого существования.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение к социальной действительности и в этом своём качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.

В зависимости от того, на какие ценности ориентируется школьник (к чему в жизни стремится, что в этой жизни он хочет создать или получить, в чём видит личностную ценность общения, деятельности и так далее), можно говорить о его социальной и гражданской зрелости.

Иначе, о личностной зрелости старшеклассников можно судить по тому, насколько содержательная сторона ценностных ориентаций, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества.

На определение ценностных ориентаций девятиклассников мы использовали  методику М. Рокича (1968 г.), который провёл большую и тщательную работу по анализу различных наборов ценностей разных групп людей и на этой основе создал шкалу ценностей, которая в обобщённом виде отражает наиболее актуальные ценности человека.

Список А (терминальные) – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

Список Б (инструментальные) – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя результаты исследования, можно сказать, что содержание ценностных ориентаций 9 А класса имеют ведущие места в общем ранге ценностей:

1) здоровье – 42,1%;

2) счастливая семейная жизнь – 36,8 %;

3) наличие хороших и верных друзей – 28,6 %;

4) материально обеспеченная жизнь – 21 %;

5) интересная работа – 1 место - 15,8 %, 2 место – 21%;

6) свобода – 15,8 %.

Следует отметить, что также ребята ценят уверенность в себе, самостоятельность, независимость в суждениях и поступках.

Необходимо отметить, что на последнее место девятиклассники ставят:

1) продуктивная жизнь, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей - 21%;

2) красота природы и искусства – 15,8%;

3) жизненная мудрость – 21%;

4) общественное признание – 5,26 %.

В инструментальных ценностях девятиклассники выдвигают на ведущее место:

1) независимость (самостоятельность) – 42,8 %;

2) твёрдая воля – 42,8 %;

3) смелость в отстаивании своего мнения – 35,7 %;

4) воспитанность – 28,6 %;

5) широта взглядов (уважать иные вкусы, обычаи) – 28,6 %;

6) чуткость (заботливость) – 21,4 %.

 На последние места ученики ставят:

- исполнительность – 42,8 %;

- непримиримость к недостаткам в себе и других – 28,6 %;

- высокие запросы (требования к жизни) – 28,6 %.

Заключение.

1. Выявление значимых ценностей современного девятиклассника чрезвычайно важно для понимания внутреннего мира подростка.

2. Необходимо иметь достоверную информацию о том, на что направлена активность человека, к чему он стремится и что отвергает, каким образом предпочитает действовать.

3. Будущее общества во многом зависит от формирования внутренних представлений о себе и о мире.

4. Собранный и обработанный материал послужит основой для выступления на районной конференции.

5. Бесспорно влияние на девятиклассников увеличение объёма изученных произведений русской литературы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку ОГЭ.

 

Литература:

1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. М.: ТК Велби, 2007. – 352 с.

2. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников // Вопросы психологии 1999, № 6 с. 29.

3. Обществознание. 11 класс. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. М., «Просвещение», 2011. 432 с.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. - 494 с.

  

. . . . . . .