Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Воспитательный потенциал уроков литературы в условиях реализации новых ФГОС

Дата публикации: 2023-11-12 23:22:36
Статью разместил(а):
Хайруллина Сирина Ильгизовна

Воспитательный потенциал уроков литературы в условиях реализации новых ФГОС

Автор: Хайруллина Сирина Ильгизовна

МБОУ "Технологический лицей "Алгоритм", д. Куюки, Республика Татарстан

 

Аннотация: В данной статье исследуется воспитательный потенциал уроков литературы в условиях реализации новых ФГОС. Обращается внимание на значимость литературного образования в формировании личности учащихся и развитии их социально-нравственных качеств. Автор анализирует, как новые ФГОС вносят изменения в содержание и методику преподавания литературы, а также какие возможности эти изменения открывают для воспитательной работы на уроках.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, уроки литературы, новые ФГОС, личностное развитие, методика преподавания, ценностные ориентации, творческое мышление.

 

В современном образовательном контексте вопрос воспитательного потенциала уроков литературы привлекает все больше внимания. Реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает не только освоение учебной программы, но и формирование ценностных ориентаций, развитие личности и социальной компетентности учащихся.

Уроки литературы, основанные на новых ФГОС, имеют огромный потенциал для формирования у учащихся нравственных принципов, развития эмоционального интеллекта, аналитического мышления и критического восприятия информации. В ходе изучения литературных произведений учащиеся могут осваивать навыки самоанализа, умения вступать в диалог с текстом, анализировать проблемы героев и переносить их на собственный жизненный опыт.

В современном образовании необходимо особое внимание уделять именно воспитательной функции уроков. Уроки литературы становятся не только средством передачи знаний о произведениях и авторах, но и инструментом формирования ценностных ориентаций, развития эмоциональной сферы и творческого мышления учащихся.

Первое, что необходимо отметить, это возможность уроков литературы влиять на формирование ценностных ориентаций учащихся. Через произведения литературы дети знакомятся с различными историями, эпохами, культурами и моральными проблемами. Они могут сопереживать героям, размышлять над их поступками и принимать свои собственные решения. Уроки литературы стимулируют развитие этических и моральных норм, формируют у учащихся понимание добра и зла, справедливости и несправедливости.

Кроме того, уроки литературы способствуют развитию эмоциональной сферы учащихся. Чтение художественных произведений вызывает у детей разнообразные эмоции: радость, грусть, страх, восхищение. Они переживают события, переживания и чувства героев. Это помогает расширить эмоциональный опыт и развить эмпатию. Уроки литературы стимулируют учащихся к самовыражению и анализу своих эмоций, помогают им лучше понять себя и окружающих.

Кроме того, уроки литературы развивают творческое мышление учащихся. Через анализ произведений, обсуждение их особенностей и тематики, учащиеся учатся критически мыслить и аргументировать свои суждения. Они вырабатывают навыки анализа, сравнения, синтеза информации, что способствует развитию творческого мышления.

Уроки литературы предоставляют возможность для творческой самореализации учащихся, например, через написание собственных произведений или ролевые игры. Важно отметить, что реализация новых ФГОС дает возможность применять разнообразные методы и формы работы на уроках литературы. Использование интерактивных технологий, проектной деятельности, дискуссий и дебатов позволяет сделать уроки более интересными и познавательными для учащихся. Это способствует активному участию детей в процессе обучения, развитию их коммуникативных навыков и социальной компетентности.

Уроки литературы предоставляют уникальную возможность развивать коммуникативные навыки учащихся. Обсуждение литературных произведений, анализ текстов, высказывание своих мыслей и аргументирование своей точки зрения - всё это способствует развитию умения эффективно общаться и выражать свои мысли.

Литература позволяет учащимся погрузиться в мир эмоций и чувств. Через литературные героев они могут переживать радость, горе, страх, сострадание и другие эмоции. Это помогает развить их эмоциональный интеллект, умение понимать и контролировать свои эмоции.

Литература способствует развитию критического мышления учащихся. Анализ произведений, выявление глубинных смыслов, оценка художественных приемов - все это требует от учащихся аналитического мышления и способности критически оценивать произведения и их авторов.

Литература вдохновляет учащихся на творчество и развивает их творческое мышление. Чтение различных литературных произведений расширяет их кругозор, стимулирует воображение и способствует развитию творческого потенциала.

Литература является мощным средством формирования этических ценностей учащихся. Через литературные произведения они знакомятся с различными моральными дилеммами, учатся различать добро и зло, развивают этическое сознание и ответственность перед обществом.

Литература позволяет учащимся расширить свое эстетическое восприятие. Они знакомятся с различными литературными жанрами, стилями и художественными приемами, развивают свое чувство прекрасного и способность наслаждаться и ценить художественное творчество.

Уроки литературы помогают учащимся осознать и развить свой индивидуальный потенциал. Через литературные героев они могут найти вдохновение и мотивацию для саморазвития, самореализации и достижения своих целей.

Уроки литературы помогают учащимся развить навыки, которые необходимы для успешной адаптации и самореализации в современном обществе. Критическое мышление, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, творческое мышление - всё это является важными компетенциями для успешной жизни в современном мире.

Современные методики обучения литературе в условиях новых ФГОС предполагают использование интерактивных форм работы, мультимедийных материалов, проектной деятельности, что способствует активизации интереса к изучаемому материалу и развитию творческих способностей учащихся.

Интеграция литературы с другими предметами также играет важную роль в формировании у учащихся системного восприятия мира, позволяя увидеть взаимосвязи между различными областями знания и развивать межпредметные компетенции.

Таким образом, воспитательный потенциал уроков литературы в условиях реализации новых ФГОС является важным фактором формирования личности учащихся. Они помогают развить ценностные ориентации, эмоциональную сферу и творческое мышление. Уроки литературы становятся не только источником знаний, но и средством воспитания гармоничной и творческой личности.

 

. . . . . . .