Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Смещаем акценты в сторону визуализации

Дата публикации: 2023-08-11 14:36:19
Статью разместил(а):
Кузнецова Ольга Дмитриевна

Смещаем акценты в сторону визуализации

Автор: Кузнецова Ольга Дмитриевна

ГБОУ "СОШ "ОЦ" с. Кротовка, Самарская область

 

Аннотация: Современная культура отличается усилением роли визуальных источников информации по сравнению с вербальными. Визуальные приемы становятся эффективным способом донесения до ученика учебного материала и информативным способом получения от него обратной связи. Наиболее действенными из приемов визуализации на уроках русского языка и литературы в основной и средней школе являются скетчноутинг, инфографика и облако слов. 

Ключевые слова: облако слов, инфографика, визуальные заметки, скетчноутинг.

 

Современные школьники не представляют своей жизни без смартфона, социальных сетей, аватарок и всего, что связано с цифровым коммуникативным пространством. «Клиповое мышление» и визуализация культурного пространства заставили подрастающее поколение, а вслед за ними и педагогов сместить акценты в ежедневном диалоге в рамках учебно-воспитательного процесс в сторону визуальных приемов подачи и обработки учебной информации.

Поскольку большую часть информации человек получает посредством зрения, мышление, основанное на зрительном восприятии проблемы, то есть визуальное мышление, можно считать самым продуктивным. Принципу наглядности в обучении уже более трехсот лет (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский), но возможности новых средств и информационных технологий приводят к необходимости и целесообразности визуализировать содержание учебных дисциплин, сделать его наглядным. О необходимости «визуальной грамотности» говорят и исследования психологов: большинство школьников не умеют работать с информацией, не понимают схемы, не видят за символами реальных объектов.

Если мы обратимся к нормативной документации, то необходимость использования средств визуализации информации в учебном процессе станет еще более очевидной. В разделе «Требования к результатам освоения программы основного общего образования» ФГОС ООО прописаны требования к работе обучающихся с информацией: ребята должны научиться «выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления», «самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями», «эффективно запоминать и систематизировать информацию». Приемы визуализации информации позволяют достигать всех обозначенных во ФГОС результатов в работе с информацией на уроках русского языка и литературы, притом процесс достижения сам по себе интересен обучающимся, потому что соответствует возрастным и психологическим особенностям подростков.

В насыщенной информационной среде владение учителем различными формами подачи материала во всем их многообразии свидетельствует о его профессионализме, способности гибко адаптироваться к вызовам информационной эпохи. Смещение акцента в обучении в сторону визуализации ставит перед учителем непростую задачу, состоящую в установлении правильного соотношения уровня абстрактности и доступности изложения материала. Более подробно мне хотелось бы остановиться на трех приемах визуализации учебного материала: инфографике, облаке слов и скетчноутинге, которые, на мой взгляд, являются наиболее оптимальными с точки зрения соотношения трудоемкости при подготовке к уроку и эффективности применения.

В учебном процессе учителю важно создать благоприятные условия для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышения мотивации и положительного отношения к предмету. Прием «облако слов» помогает учителю в создании таких условий: работать с облаками ребятам интересно, результат работы с облаком для детей не всегда предсказуем, кроме того это прием вносит в урок элемент соревновательности и здоровой конкуренции, так как требует не только эрудиции и смекалки, но и умения четко и полно сформулировать свой ответ. При работе с облаком решаются несколько разноплановых задач: у обучающихся развивается умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; формируется мотивация к учебной деятельности; развивается критическое мышление. Используя облака слов на уроках литературы, учащиеся могут создать рекламу произведению, написать отзыв, составить викторину: слов в облаке немного, но именно это позволяет развивать навыки создания собственного текста. Создание облака не требует специальных умений, достаточно воспользоваться любым русскоязычным сервисом, предназначенным для генерации слов. 

Облака слов на уроках русского языка используются для акцентирования внимания на ключевых моментах при изучении правил, при закреплении и обобщении материала; на уроках литературы – как опора для составления рассказа о героях произведения или при пересказе эпизода, или при анализе произведения и восстановлении фрагмента текста. В последние годы среди олимпиадных заданий на ВсОШ по литературе в 7-8 классах встречаются задания, опирающиеся на облака слов, поэтому работа с облаками на уроках не только интересна, но и актуальна.

Использование инфографики в образовательном процессе позволяет быстро и эффективно представить большие объёмы данных, структурирует информацию. Я в своей работе использую на уроках литературы инфографику при изучении биографии писателей, знакомстве с героями произведений, на уроках русского языка – при знакомстве с правилами: например, буквы е/и в корнях с чередованием, о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и т.д., когда для иллюстрации правила можно подобрать или создать яркую, запоминающуюся инфографику. Аналогичное задание можно предложить ребятам, причем создавать инфографику можно как индивидуально, так и в мини-группах. Например, я после завершения крупного раздела по русскому языку устраивала для ребят зачеты в форме защиты проекта. Группы, состоящие из двух-трех человек, создавали инфографику по выбранной теме, сохраняя в ней три компонента: теоретический материал по теме, интересные факты, задания и упражнения (всё остальное отдавалось на откуп их креативности) – и публично представляли созданный ими продукт одноклассникам. 

Самый интересным для ребят и эффективным с точки зрения вовлеченности обучающихся в учебный процесс приемом является, на мой взгляд, использование скетчноутинга. Основная цель образных представлений – сделать громоздкий и трудно понимаемый материал более понятным для восприятия и обучения, используя метод сжатия информации. Для учителя русского языка и литературы объектом исследования чаще всего является учебный текст, поэтому большую часть времени занимает на уроке текстовая деятельность. Одним из самых продуктивных форматов текстовой деятельности считается создание учащимися своих текстов на основе учебных. Визуальные заметки, или скетчноутинг, основанные на взаимодействии с текстом и связанные с фиксацией вербальной информации, позволяют учащимся в увлекательной форме работать с учебным текстом, превращая его в доступный и понятный ему формат.

Темы в учебнике обычно расположены большими модулями, поэтому использование визуальных заметок как формы обобщения знаний по разделу очень продуктивно. Скетчноутинг полезен для структурирования, запоминания и осмысления информации, выстраивания идей и мыслей в логическую цепочку. Взглянув на скетчконспект, можно быстро вспомнить все, о чем шла речь, даже если с тех пор прошло много времени. Кроме того, созданная своими руками визуализация, в создание которой вложены время и старания, не позволит выкинуть листочек со скетчем в мусорную корзину, а неоднократно вызовет желание еще раз вернуться к ней и похвалить себя: «какой я молодец, как здорово все придумал!»

В скетчноутинге не важен художественный талант. Главное, чтобы было не красиво, а понятно. При объяснении материала я активно использую визуальные заметки. Например, при изучении темы «Причастие» без них трудно донести до ребят теорию. После изучения темы ребята уже сами создавали свои визуальные заметки, выбрав одну из тем.  

Что касается использования визуальных заметок на уроках литературы, то тут возможностей открывается еще больше. Современного школьника сложно увлечь чтением традиционного линейного текста, поэтому работа с текстом может видеться школьникам скучным занятием. Визуальные заметки могут заинтересовать в уроках литературы. Ориентировочно, знакомить текстом в виде визуальных заметок стоит с 5 класса. В этот период можно пробовать частично визуализировать информацию и осуществлять трансформацию из картинки в текст на уроке, как мы сделали, например, при изучении повести Короленко «В дурном обществе» Первые три главы свернули в классе на уроке, остальные – дома самостоятельно. Результат меня удивил и порадовал, а дети были счастливы выйти к доске со своими заметками. Я боялась, что это занятие очень затратное по времени, но оказалось, что у детей ушло на скетчконспект всего 10-15 мин.

Опрос учащихся в моих классах после опыта составления скетчконспектов показал, что им нравится эта форма работы. В качестве плюсов они назвали легкое усвоение материала, когда «сам его рисуешь», возможность «самовыражения» и эксклюзивность работы.  

Создание визуальных заметок и работа с ними способствуют развитию коммуникативных компетенций ребенка и достижению им личных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных во ФГОС. Я активно использую в своей практике вышеописанные способы визуализации учебной информации и с уверенностью могу сказать, что эти методы приносят положительные результаты, особенно в работе с детьми, не отличавшимися до этого лидерскими качествами и коммуникативными компетенциями. Формируются читательская грамотность, креативное мышление, навыки презентации созданного продукта, легче усваиваются учебные тексты, стимулируется интерес к художественной литературе.

 

Список литературы:

1. Браташ В.С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

3. Романова С.А. Визуальный интеллект в структуре общих способностей: специфика измерения и актуальность исследования // Вестник психологии и педагогики АлтГУ.

4. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу.

 

. . . . . . .