Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Дата публикации: 2023-07-01 19:51:57
Статью разместил(а):
Белоконева Ирина Павловна

Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Автор: Белоконева Ирина Павловна

МОУ "Лицей № 9", Волгоград

 

Аннотация: В статье представлен конспект урока русского языка в 6 классе. Работа на уроке строится на основе технологии модерации, позволяющей наглядно систематизировать представленный материал. Урок содержит воспитательный потенциал: тексты подобраны на тему «Сталинградская битва», что дает возможность заострить внимание учеников на героической истории земли Волгоградской, вызвать чувство гордости за свою страну, победившую фашизм.

Ключевые слова: обобщение и систематизация знаний, разряды числительных, склонение числительных.

 

Цель: Создать условия для успешной деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся по теме «Имя числительное», для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, рефлексивной культуры, для формирования личностно-смыслового отношения к русскому языку и коммуникативной компетенции через исследовательскую деятельность.

Оборудование: видеопроектор, презентация, пакеты с рабочими материалами для каждой группы.

Работа на уроке строится на основе технологии модерации.

Ход урока

Вхождение в тему. 2 мин.

Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет.

Как вы думаете, почему с этой пословицы я начинаю урок?

Как вы понимаете смысл пословицы?

Какое отношение к нам имеют эти слова?

Какая часть речи входит в состав пословиц?

2. Формирование ожиданий обучающихся. 1 мин. «Инфо-угадайка».

Ко мне подошли учащиеся 11 класса, в этом году им предстоит пройти экзаменационное испытание в форме ЕГЭ, с просьбой помочь разобраться с заданием, которое дал для самостоятельного выполнения учитель. Но они потеряли часть задания. Давайте попробуем помочь старшеклассникам.

3. Интерактивная лекция. 5 мин.

Рассмотрим предложенный материал        

Укажите пример ..

а) обеих книг;

б) менее пятиста лет;

в) тремяста... учебниками;

г) двухтысячные года.

Задание выполнимо? Почему? (В таком виде задание невыполнимо, не хватает задачной формулировки и окончания строчки). 

Какие нужно выполнить действия, чтобы задание оказалось выполнимым? Наметим пути разрешения проблемы, составим план действий.    

Что мы должны сделать в первую очередь? (Проанализировать строчки 1,2,4, обосновать принцип объединения их в одно задание).

Каким будет наш следующий шаг? (Надо отобрать теоретический и практический материал по теме, который помог бы решить поставленную задачу)

Что мы еще должны предпринять? (Используя актуализированные знания, умения, навыки, заканчиваем строчку в) и составляем формулировку задания в целом)

4. Проработка содержания темы. 15 мин.

А) «Автобусная остановка». Задача: Обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний учащихся.

Технология проведения: Участники разбиваются на 3 группы. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке расположены карточки для индивидуальной работы. Учитель ставит задачу группам – выполнить задание на каждой остановке. В течение 3 минут в группах обсуждаются и выполняются задания. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 2 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

1.«Теоретическая» - 1 группа.     

Закончите предложение:      

1. Числительные по значению делятся на …

2. По строению и количественные, и порядковые числительные …

3. Количественные числительные изменяются …, порядковые …

4. У составных количественных числительных изменяется …, у составных порядковых числительных …     

2. «Разряды числительных по значению» - 2 группа.    

Выписать числительные из текста, распределив их по группам.

По переписи 1939г. в Сталинграде проживало 445,5 тысяч человек. По своей экономической мощи Сталинградская область занимала перед войной шестое место. В 1940 г. в городе имелось 13 больниц на 2925 коек и около тысячи врачей.

200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. В течение первых четырех месяцев шли упорные оборонительные бои, сначала в большой излучине Дона, а затем на подступах к Сталинграду и в самом городе.

Количественные:

Четыреста сорок четыре с половиной тысяч

Тринадцать

На две тысячи девятьсот двадцать пять

Тысячи

Двести

Обеих

Четырех

Порядковые

Тысяча девятьсот тридцать девятого

Шестое

В тысяча девятьсот сороковом

Семнадцатого

Тысяча девятьсот сорок второго

Второго

Тысяча девятьсот сорок третьего

первых

3. «Разряды количественных числительных» - 3 группа. 

Выписать количественные числительные, определить их разряды.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие.

За 200 дней сталинградского сражения противник потерял убитыми, ранеными и плененными до 1,5 миллиона человек. Он лишился также около 3,5 тысяч танков и штурмовых орудий, свыше 3 тысяч боевых и транспортных самолетов, более 12 тысяч орудий и минометов, 75 тысяч автомашин.

Сто тысяч (целое), обеих (собирательное), двух миллионов (целое), двух тысяч (целое), двадцати шести тысяч (целое), двести (целое), до полутора миллионов (дробное), около трех целых пяти десятых тысяч (дробное), трех тысяч (целое), двенадцати тысяч (целое), семидесяти пяти тысяч (целое).

Б) Тренировочные упражнения.

1. «Конкурс на замещение вакантной должности диктора».

А) Моряки Волжской военной флотилии и волжские речники сделали во время Сталинградской битвы 35,3 тысячи боевых рейсов, перевезли на правый берег более 100 тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Б) За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, 32 соединениям и частям были присвоены почетные наименования «Сталинградские», 5 – «Донские». 55 соединений и частей были награждены орденами. 183 части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские.

В) Более ста двадцати воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда». К 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне город-герой Волгоград был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

2. Выписать числительные, по ним восстановить текст. 4 мин. – под диктовку

В 300-400 метрах от Волги находились боевые позиции 138-й Краснознаменной дивизии генерала И.И. Людникова. Штаб дивизии Родимцева находился в 5 метрах от воды и в 250 метрах от переднего края. Но эти метры гитлеровцы не смогли преодолеть.

В трехстах-четырехстах метрах, сто тридцать восьмой Краснознаменной дивизии, в пяти метрах, в двухстах пятидесяти метрах.

В)  заканчиваем строчку в) и составляем формулировку задания в целом 3 мин. 

Задача: Обеспечить фор­мирование у уча­щихся умений са­мостоятельно при­менять знания в разнообразных си­туациях.

Сможем ли мы на данном этапе закончить строчку в) и составить формулировку задания в целом? 

(Да. Знаем: склонение количественных числительных)

Как должно выглядеть задание?

Укажите пример с ошибкой в образовании слова:

а) обеих книг;

б) менее пятиста лет;

в) тремястами учебниками;

г) двухтысячные года.

5. Разминка. 7 мин.

Задание, которое мы с вами помогли выполнить учащимся 11 класса, взято из ЕГЭ. Проверьте себя, сможете ли вы его выполнить самостоятельно.  

Задача: Выявление каче­ства и уровня усвое­ния уч-ся знаний и способов действий.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова  

а) из триста шестьдесят страниц;

б) обеих рук;

в) семисот семидесяти человек;

г) в две тысячи шестом году.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании слова

а) девятисот девяноста девяти деревьев;

б) обоих столов;

в) более восемьдесят пяти килограммов;

г) пять апельсинов.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании слова

а) из триста шестьдесят страниц;

б) обеих рук;

в) семисот семидесяти человек;

г) в две тысячи шестом году

6. Итог урока. 2 мин.

Какие цели мы ставили в начале урока?

Как считаете, мы их достигли?

Помогли ли тексты? На какую тему подобраны тексты? Почему?

Оцените свою работу на уроке.

Д/з: составить подобный тест из 5 заданий. 

  

Список литературы:

  1. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. – М. : ВАКО, 2009.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – М. : Просвещение,1998.
  3. Гостева Ю.Н. Русский язык. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта / Ю.Н. Гостева, В.В. Львов. – М. : Дрофа, 2010.

 

. . . . . . .