С чего начинается человек …
С чего начинается человек …
Автор: Румянцева Елена Николаевна
ГБОУ "СОШ", с.Утевка Самарской области
Аннотация: Уважение и почтение к истории и традициям родного края, истории своей страны есть особая линия в воспитании младшего школьника. А если учитель выстраивает гражданско-патриотическое воспитание личности младшего школьника на конкретных примерах – это обязательно достигает своей цели.
Ключевые слова: добродетели, память, герой, защитник, слава, православие.
Тематическая рубрика: Среднее образование, СПО.
«Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же, невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься» (Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.)
Духовность личности воспитывается православной верой, прививая человеку любовь к Родине, смирение, миролюбие, самоотверженность, ответственность, терпение.
К. Ушинский говорил: «Нельзя служить общечеловеческому, не выполняя долга перед Родиной». Воспитательные возможности занятия «Радоница» объясняются тем, что оно сохраняет опыт чувств, эталонные ценности и, основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняет регулятивную и культурообразующую роль в жизни детей, сохраняя преемственность духовных традиций.
Краткое описание: Занятие разработано по курсу ОПК в рамках программы внеурочной деятельности для учащихся 3 класса.
Основная целевая установка урока - раскрытие перед учащимися картины героического прошлого нашей Родины, духовно-нравственные понятия: память, герой, защитник, слава, православие; воспитание у младших школьников христианских добродетелей и стремления следовать им в жизни.
Тема: «Радоница».
Цель: Воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей.
Задачи:
- Образовательные: Эмоциональное сопоставление радости - радуги и радоницы - памяти о предках.
- Развивающие: Развивать умения наблюдать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру.
- Воспитывающие: Соединение эстетического понятия «красиво», с нравственно-положительной характеристикой «память». Прививать любовь к России, к ее святым и героям.
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомить учащихся с историческими событиями, которые связаны с именами Сергия Радонежского и Дмитрия Донского; знать и правильно употреблять термины и понятия: радуница, память, герой, защитник, слава, православие.
- Метапредметные: формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.
Формируемые УУД:
- Личностные: осознавать роль православной культуры в жизни людей; осмысление Православия, как одного из направлений поиска человечеством ценностно-смысловых основ бытия; понимать процессы, происходящие в нашей стране; вырабатывать своё отношение к православной культуре, давать оценку.
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
- Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, документах; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать других; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология.
Ресурсы: компьютер (компьютерная презентация); репродукции картин «Преподобный Сергий Радонежский», «Князь Дмитрий Донской», «Куликово поле» И.С. Глазунова, «Утро на Куликовом поле» А.П. Бубнова; М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Земле русская», стихитры русским святым; Эдуард Асадов «Россия начиналась не с меча», аудиозапись; бумага и карандаши для рисования.
Ход занятия
Организационный момент. Под малиновый колокольный звон учитель и дети приветствуют друг друга наклоном головы.
Постановка учебной цели.
Э. Асадов «Россия начиналась не с меча …».
Учитель. Всегда ли оставались живыми защитники Отечества?
Слова, которые на сегодняшнем уроке мы постараемся запомнить. (Память, Радоница, герои)
Актуализация знаний.
Итак, Память.
Учитель: Сегодня мы вспомним один из дней 1314 года. И один день 1350 года. Видите, это было очень-очень давно, почти 700 лет тому назад (7 раз по 100 лет), но мы не забываем о них. Что это за дни?
В июле 1314 года родился мальчик Варфоломей. Мы уже слышали о нем. Вспомните, что мы знаем:
1. Чему не мог научиться Ворфоломей? (не давалось чтение)
2. Кого он просил помочь? (Господи, научи меня читать)
3. Кого встретил в поле? (Ангела в образе старца)
4. Что поведал старец? (Бог посветит (научит) тебя и дарует знание грамоты)
5. Кем стал Отрок Ворфоломей? (монахом, Сергием Радонежским, игуменом (руководителем) Троицкого монастыря).
Он посвятил себя служению Богу. Вся Россия чтит святого преподобного Сергия Радонежского.
А в 1350 году родился князь Дмитрий.
Что связывало этих двух, так давно живших людей? (Ответы детей)
Почему мы их помним? Они защитники русской земли.
Учитель: Всякий русский человек любит Родину, защищает ее. Святой князь Дмитрий Донской и святой преподобной Сергий Радонежский были защитниками Руси. Они помогали сплотить всех людей для защиты Отечества от полчищ татарского хана Мамая. Соединила людей православная вера.
Преподобный Сергий Радонежский родился в трудное для России время. Много пришлось претерпеть ей от внешних врагов. Пали духом в несчастьях люди. И преподобный Сергий, игумен Троицкого монастыря, укрепил дух людей, их веру в силу и помощь Бога. Он вдохновил и поддержал князя Дмитрия на сопротивление врагам Отечества. Дмитрий советовался с преподобным Сергием. И люди верили, что если преподобный Сергий поддерживает князя Дмитрия, то, значит, дело правое.
Когда татарский хан Мамай двинул свои войска к реке Дон, Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия и предсказал ему победу над врагами: «Князь, твой долг заботиться о Родине. Бог вручил тебе эту землю. Знай: Мамая ждет гибель, а русское войско - победа. И помни: Ты возвратишься невредимым, но многие из русских людей падут на поле брани».
Перед походом великий князь молился у могил своих предков, московских князей. Прощаясь с народом, он сказал: «Бог - наш заступник!» Настал день великой битвы. По всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. А на поле Куликовом стояли русские войны, вдохновленные верой в правоту дела защиты своей Родины. (Звучит фрагмент «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»).
Уже, стоя у реки Дон на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских и заколебался. Надо ли переходить реку. В эту минуту прискакал гонец от преподобного Сергия с наказом немедля сразиться. «Боже, даруй победу!» - неслись клики. Умилился Дмитрий духом, пал на колени, и простер руки к золотому лику Спаса (образу Христа Спасителя), сиявшему на великокняжеском знамени. Помолился последний раз за Россию. Первыми вступили в бой святые монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Их обязательно вспоминают, когда говорят о Куликовском сражении. Они монахи Троице-Сергиевой лавры. Их благословил на битву сам Сергий Радонежский. По преданию, битва началась поединком Пересвета с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубей). Пересвет, в рясе и клобуке, вихрем помчался навстречу врагу. До пострижения в монахи он был боярином и хорошо владел оружием. Всадники сшиблись и сразу же поразили друг друга копьями. Смело шел в бой и другой монах - Ослябя. Но у него в руках был не меч, а святой крест. Им он воодушевлял ратников на победу. Храбро бились русские воины за свою землю, за святую Веру. И победили русские воины врагов на поле Куликовом. Многие ратники показали себя настоящими героями, но и русских защитников погибло немало.
Наш знакомый мальчик Филька (из сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») назвал этот день Радуница (слушание фрагмента финала шестой симфонии П.И. Чайковского) И радость и радуга вместе. Погода майская, черемуха цветет, соловьи поют, а сверху грачи кричат, такой веселый гомон и оттого так радостно! Что это за день?
Это день, когда вспоминают всех умерших людей … В этот день идут навестить их на могилки. И тихонько говорят: «Христос воскресе, усопшие рабы Божии! Радуйтесь, все мы теперь воскреснем!» Поэтому и зовется этот день таким радостным словом – радоница-радуница.
Имена защитников нашего Отечества погибших на полях сражений, хранит русская история. Православная церковь установила День памяти умерших воинов, за веру, отечество и народ жизнь свою положивших, и погибших в последней в ВОВ 1941-1945 годов. Этот день - 9 мая.
Обобщение знаний, полученных на уроке.
Кем был Димитрий Донской? Кто благословил его на битву во имя спасения Отечества? С кем сразился Димитрий на Куликовом поле? Почему после битвы его стали называть Димитрием Донским? Почему мы называем князя Димитрия Донского святым защитником? Чему мы можем поучиться у святого Димитрия Донского?
Практическая работа. Изопрактикум.
Придумайте и нарисуйте эскиз памятника святым защитникам земли Русской (после окончания работы рисунки вывешиваются на классную доску и анализируются, отбираются лучшие эскизы, выполнившие их дети дают пояснения к своим работам).
Рефлексия.
Учитель:
Сейчас кругом не то уж время
И подросло другое племя,
Младое, мысль огнём горит.
Но есть ли в нём богатыри?
Есть ли в наше время защитники Отечества? Кто они - сегодняшние защитники Отечества? Кого из сегодняшних защитников Отечества вы знаете?
Домашнее задание: подготовьте рассказ о ком-нибудь из современных защитников Отечества.
Литература:
1. Головин Н.Н. Моя первая русская история. М.: Терра. 1995.
2. Шорыгина Т. Венок святости. Методическое пособие для учителей. Сборник сценариев православных праздников. – М.: НОУ «Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональныхотношений», 2015.
3. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. – М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2016. 2-е издание.