Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе (для детей с ТНР)

Дата публикации: 2023-02-11 18:25:05
Статью разместил(а):
Петрова Татьяна Геннадьевна

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе (для детей с ТНР)

Автор: Петрова Татьяна Геннадьевна

ГБОУ "Школа № 94", Санкт-Петербург

 

УМК: «Школа России».

Целевая аудитория: учащиеся 2 класса (для обучающихся с ТНР).

Предмет: «Русский язык».

Тема урока: «Правописание буквосочетаний жи-ши».

Тип урока: урок систематизации полученных знаний.

Цели и задачи урока:

- создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических заданий;

- способствовать развитию  интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся,  самооценки  и  взаимооценки;

- развивать орфографическую зоркость, зрительную память, мышление, речь учащихся;

- воспитывать чувство дружбы, товарищества, доброты, взаимопомощи.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор,
  • учебник по русскому языку 2 класс, тетрадь,
  • тренажер по чистописанию для 2 класса
  • таблица звуков и букв
  • карточки с заданиями разноуровневой дифференциации
  • карточки зеленого, красного, желтого цвета для самооценки деятельности детей
  • магниты и круги зеленого красного и синего цвета для составления звуковых схем к словам.

Планируемые результаты урока:

Личностные: Осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием, выражать положительное отношение к процессу познания, потребность в аккуратном красивом письме, бережном отношении к своей работе, вещам.  

Метапредметные:

Коммуникативные:

- умение договариваться и слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки при работе,

- умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих 

Познавательные:

- умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, актуализация в памяти учащихся ранее усвоенных знаний умений;

- ориентироваться в своей системе знаний,

- умение  пользоваться нужными правилами при выполнении практического задания, 

Регулятивные:

- умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

- организовывать свое рабочее место;

- работать по образцу, рассчитывать время для выполнения задания 

- планировать свою деятельность, формировать навыки контроля и самоконтроля.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности,

Предметные:

Обобщить и закрепить:
– навыки правописаний жи-ши;
– навыки определения мягких и твёрдых согласных и гласных в слова;
– умение чётко выражать свои мысли;
– умение работать в группе и самостоятельно

- развитие речи учащихся через обогащение словарного запаса.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1,2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.– М.: Просвещение (Школа России).

2. Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию: Учимся писать грамотно. 2 класс.

 

Технологическая карта урока:

Этап урока

Время

Деятельность

Прогнозируемые результаты

Учителя

Учащихся

Предметные

УУД

1. Организационный этап.

1 мин.

Приветствует учащихся; включает учащихся в учебную деятельность;

формирует самооценку готовности к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Определить содержательные рамки урока; 

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: 

- умение слушать и слышать;

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место;

2. Каллиграфическая минутка.

2 мин.

Предлагает прописать слова и  словосочетания в тренажерах по чистописанию

Пишут в тренажере по чистописанию предложенные слова и словосочетания.

Закреплять навыки письма

Личностные: формировать потребность в аккуратном красивом письме, бережном отношении к своей работе

Регулятивные: работать по образцу, рассчитывать время для выполнения задания

3. Актуализация знаний.

4 мин.

Предлагает отгадать загадки. Просит проанализировать и найти подходящие  схемы слов.

Отгадывают загадки. Составляют звуковые схемы к заданным словам.

Отвечать на вопросы, находить отгадки, делать звуковой анализ слова,

Коммуникативные:

- умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих

Познавательные: умение предполагать, представлять результат своей деятельности.

4. Постановка проблемной ситуации 

4 мин.

Подбор правильных звуковых схем к словам

Подбирают подходящие схемы к словам. Исправляют допущенную ошибку в схеме к слову.

Применять имеющиеся знания, строить связные высказывания. 

Регулятивные:

- умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний.

5. Самоопределение темы и целей урока.

3 мин.

Предлагает детям определить тему и цель урока.

Отгадывают загадки. Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Формулировать тему и цель урока. Разрабатывать план урока.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность,

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний.

6. Повторение правила о правописании жи-ши

1 мин.

Предлагает самостоятельно сформулировать правило. Хоровое проговаривание правила.

С помощью учителя формулируют правило. Хором проговаривают сформулированное правило

Пользуясь нужными правилами, развивать орфографическую зоркость

Познавательные: умение формулировать суждение совместно со сверстниками

Коммуникативные:

- умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих 

7. Игра "Измени слова.

5 мин.

Предлагает детям записать слова  изменив их в числе

Записывают слова в тетради, изменив их число, используя правило о правописании жи-ши.

Закрепление умения использовать правило при выполнении практических заданий.

Познававательные: - умение пользоваться нужными правилами при выполнении практического задания,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности.

8.  Физ. пауза.

1 мин.

Предлагает учащимся показать движения и повадки животных

Демонстрируют движения животных, их повадки

Формировать умение анализировать прочитанное, услышанное

 

Личностные:

- выражение положительных эмоций;

- снятие утомления, повышение внимания

Коммуникативные:

- принимать и учитывать мнение окружающих.

9. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши. 

9 мин.

Предлагает выполнить упражнение в учебнике.

Выполняют упражнение в тетрадях, пользуясь учебником.

- закрепление правила  правописания  сочетаний жи-ши в словах 

Познавательные:  

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности,

Регулятивные:

- работать по образцу, рассчитывать время для выполнения задания,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности.

10. Зрительная гимнастика.

1 мин.

Организует выполнение гимнастики для глаз 

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации 

 

Личностные:

- формирование потребности в ЗОЖ.

11. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации.

6 мин.

Организует работу с выполнением упражнений, предлагает выбрать упражнение разного уровня сложности.

Выбирают задания с разным уровнем сложности, выполняют задания в карточках.

Закрепление правила  правописания  сочетаний жи-ши в словах, словосочетаниях.

Регулятивные:

-умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности.

11. Рефлексия.

2 мин.

Предлагает проанализировать и оценить результаты своей и совместной  работы на уроке.

 

Учащиеся анализируют и оценивают свою работу на уроке и настроение (отличное, хорошее, не очень, устал и т.п.)

Вспоминают различные этапы урока. Анализируют, что особенно хорошо получилось, что не совсем хорошо получилось и почему

Анализ и повторение пройденного на уроке.

Личностные:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

- выражение положительного отношения  к процессу познания, 

Регулятивные:

- умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

- умение оценивать результаты своей работы

Коммуникативные:

- умение проявлять активность в деятельности.

12. Домашнее задание.

1 мин.

Предлагает для выполнения домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

Закрепление знаний при самостоятельном выполнении задания.

Коммуникативные:

- умение использовать различные источники  для получения информации и знаний совместно с родителями 

 

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.).

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

На этом уроке вы будете работать самостоятельно и в группах, поэтому посмотрите на своих товарищей и улыбнитесь друг другу. Какое у вас сейчас настроение?

2. Каллиграфическая минутка (2 мин.) 

Откройте тренажеры по чистописанию и красиво запишите указанные в нем слова и словосочетания. Не забывайте о правилах правильной посадки за партой, положении ручки, локтей, а также о положении тетради.

Но сначала разомнем и помассируем пальчики. Погрейте ладони. Помассируйте каждый пальчик.

3. Актуализация знаний (4 мин.).

Послушайте, пожалуйста, загадки и отгадайте их. Будьте внимательны.  

Кошек жутко не выносят,
Даже маленьких котят
Близко видеть не хотят.
С виду милые игрушки
Эти шустрые зверушки,
Длиннохвостые малышки.
Угадали? Это ... (мышки)

Кто в холодном океана

Словно в тёплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь … (моржи)

Ребята, а теперь, возьмите ваши карточки для звуковых схем и составьте схемы к словам моржи и ежи.

4. Постановка проблемной ситуации (4 мин.).

А теперь проверьте друг друга, а потом посмотрите на экран, как составила звуковые схемы я. Все ли схемы я правильно составила? Что неверно? Почему в последних слогах  ши и ши согласные звуки не являются мягкими? Эти звуки всегда твердые, и их    ничто не смягчает, а пишем букву И, которая показывает на мягкость согласного звука. Что же получается, слышим Ы, а пишем И?

5. Самоопределение темы и целей урока (3 мин.).

Чтобы решить сложившуюся проблему, мы с вами должны сейчас вспомнить правило, с которым мы встречались в первом классе. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке русского языка? Какая тема сегодняшнего урока? Как вы считаете, чему мы научимся на этом уроке?

6. Повторение правила о правописании жи-ши (1 мин.).

Ребята, постарайтесь вспомнить правило о написании жи-ши, которое мы изучали в первом классе.

«жи-ши всегда пиши с буквой И» (хоровое проговаривание).

7. Игра "Измени слова (5 мин.).

Давайте поиграем в игру. Посмотрите на экран и прочитайте слова.

малыш – …

чиж – …

ухо – …

груша – …

карандаш –…

морж –…

уж – …

Эти слова обозначают один предмет, стоят в ед. числе. Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов, стали во мн. числе и запишите их в тетради. Подчеркните сочетания жи-ши.

8. Физпауза (1 мин.).

Веселые мышки бегут по лужайке (бег на месте).

На мышках спортивные красные майки (рывки руками),

У мышек на лапках зелёные тапки (приседания).

Торопятся в школу весёлые мышки (бег на месте)

Боюсь, опоздают! Скорее вприпрыжку! (прыжки на месте)

Вот узенькой стала лесная дорожка,

Мышата поскачут на одной ножке (прыжки на месте на одной ноге)

Портфель уронили!

Нагнулись, подняли.(наклоны вперёд)

Скорее бежим!

Уф! Успели! (садятся на места) устали!

9. Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши (9 мин.).

А теперь, откройте, пожалуйста, учебники на стр. упр. Скажите, что вы должны сделать? Как вы будете выполнять задания? (списать слова, вставляя пропущенные буквы ж…знь, пруж…на, ш…ть, ош…бка, верш…на, ж…раф, ж…тель.).

10. Зрительная гимнастика (1 мин.).

А сейчас, чтобы наши глаза немного отдохнули, посмотрите на экран, и следите только глазами за движущимся предметом.

11. Закрепление материала с использованием элементов разноуровневой дифференциации (6 мин.).

А сейчас, ребята, давайте выполним упражнение на карточках. Вы можете выбрать уровень сложности задания: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий.

Уровень 1 (синий). Вставить пропущенные буквы в словах. Подчеркните сочетания жи-ши

(Упругая пруж…на, ш … пучая таблетка, зелёная горош…на, ж …вая природа) 

Уровень 2 (зелёный). Подберите подходящее по смыслу слово. Подчеркните сочетания жи-ши
Летучие … . Душистые … . Колючие … . 

(Слова для справок: Мыши, ландыши, ежи.)

Уровень 3 (красный). Замените выделенное слово близким по значению словом. Подчеркните сочетания жи-ши.

Просторные улицы, толстый кот.

12. Рефлексия (2 мин.).

Вот и подошел к концу наш урок. Как вы считаете, мы смогли выполнить поставленные нами цели урока? Что вам особенно понравилось на уроке? Если мы с чем-то справились не полностью, то, как вы думаете, почему? Что бы вы сделали, не так, если повторить этот урок?

13. Домашнее задание (1 мин.).

Откройте дневники, запишите домашнее задание .Как вы будете выполнять задание?

 

 

. . . . . . .