Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

Дата публикации: 2022-08-31 13:26:35
Статью разместил(а):
Сёмушкина Анна Васильевна

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ

Автор: Сёмушкина Анна Васильевна

 

«Формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной адаптироваться в быстро изменяющемся мире, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества» – такие цели ставят перед нами современные образовательные стандарты. В соответствии с заданной целью ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенций выпускника, поэтому компетентностный подход как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» занимает центральное место в системе управления качеством образования.

На уроках русского языка именно коммуникативная компетентность становится ведущей компетентностью, так как она включает в себя другие компетенции: лингвистическую, языковую, информационную, социокультурную и другие. Развитие коммуникативной компетенции - это  процесс воспитания личности,  владеющей различными средствами коммуникации  и умеющей использовать языковые единицы в соответствии с контекстом, ситуацией и целью общения.

Как развить коммуникативную компетентность учащихся? Коммуникативную компетентность старшеклассника можно развивать, если у учащихся сформирована готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности, потребность во взаимодействии с другими людьми, интерес к участникам общения, интерес к содержанию информации общения.

Если говорить о готовности к осознанному успешному освоению знаний, то необходимо с точки зрения теории решить задачи по формированию у учащихся лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция), по вооружению учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция), по формированию эстетического воспитания средствами русского языка как учебного предмета (социокультурная компетенция). Наряду с этим необходимо решить и практические задачи по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков, по развитию умения излагать свои мысли в устной и письменной форме

Итоговая диагностика сформированности коммуникативных умений, проведенная среди учащихся 9-го класса лицея, показала, что на достаточном уровне сформированы операционно-деятельностные компетенции, которые позволяют ученику эффективно и продуктивно организовать свою учебную деятельность. Учащиеся умеют вести вербальный и невербальный обмен информацией, умеют идентифицировать себя с собеседником, могут использовать различные способы и формы передачи информации. Таким образом, мы можем говорить о том, что у учащихся 9 класса сформированы основные коммуникативные компетентности: потребность во взаимодействии, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в коллективной форме работы. Отметим, что на старшей ступени обучения учащиеся более мотивированы, нацелены на результат, следовательно, возрастает интерес к содержанию информации общения.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий. Следовательно, развивая коммуникативную компетентность учащихся 10-11 классов, необходимо особое внимание уделить самостоятельной работе, помогая ученику выстраивать собственный образовательный маршрут для достижения высокого результата.

Так, например, при подготовке к ЕГЭ отрабатываем тестовые задания части А и В. Варианты экзаменационного теста формата ЕГЭ равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находятся задания, проверяющие один и тот же элемент содержания. Перед решением тестовых заданий  предлагаем учащимся провести предварительную работу по знакомству с форматом ЕГЭ. При разборе заданий  учащиеся вместе с учителем на основе полученных знаний составляют кодификатор и определяют, какие умения и навыки проверяет итоговая работа. Работа осуществляется по группам с целью развития умения общаться между сверстниками для достижения общей цели.

Следующий этап работы - подбор необходимой литературы по каждому разделу тестовых заданий части А и В. На сегодняшний день учащимися составлено достаточно подробное электронное пособие по каждому разделу, в которые включен теоретический материал из разных источников, тематические тесты. Этот вид работы направлен на активизацию деятельности учащихся. После проведения входной диагностики, учащиеся вместе с учителем анализируют тестовую работу, и каждый ученик создает карту личных затруднений. Эта форма работы формирует умение спланировать результат своей деятельности, разработать совместно с учителем алгоритм достижения поставленной цели, оценить результат своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами.

Работа по карте личных затруднений развивает способность анализировать полученный результат, находить пробелы в своих знаниях и умениях, формировать запрос на информацию, извлекать информацию из различных источников. Таким образом, мы развиваем у обучаемых способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Коммуникативная компетентность также включает в себя готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Задание открытого типа формата ЕГЭ с развернутым ответом – сочинение на основе предложенного текста - проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков, таких как умение анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблему, отражать позицию автора, излагать и аргументировать собственную позицию; использовать в речи разнообразные грамматические нормы и лексическое богатство языка. Таким образом, творческая работа проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеет ли ученик монологической речью, умеет ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.

Задача учителя состоит в том, чтобы развить диалогическую и монологическую речь учащихся (устную и письменную), способствовать формированию умения рассуждать на предложенную тему, приводить различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод, любой диалог вести этически корректно.

Диалоговая форма обучения становится ведущей при развитии коммуникативной компетентности. Диалог как взаимодействие позволяет ученику раскрыть себя, развить свой творческий потенциал. Именно диалог способствует созданию таких отношений, которые обеспечат ценностное усвоение содержания, приобщение к опыту и ценностям других, саморазвитие каждого участника диалогического взаимодействия. Для достижения этой цели особое внимание нужно уделить работе по стилистике, чтобы учащиеся могли вести диалог с учетом той или иной речевой ситуации, правильно используя языковые средства. Работа с текстами разных стилей, «додумывание», «досказывание», прием редактирования текста (в группах и индивидуально) - эти приемы эффективны на уроках русского языка при работе над стилями речи.

Чтобы развить умение грамотно, последовательно излагать свою точку зрения, необходимо использовать в работе с учащимися приемы по восстановлению логических частей текста; например, в сочинении отсутствует позиция автора, заключение, представлен один аргумент и др. Развивать  монологическую речь учащихся помогут приемы, направленные  на  уточнение позиции автора, на выражение согласия или несогласия с собеседником, на составление вопросов учителю, соседу по парте и др.

Особое внимание необходимо уделить критериям оценивания сочинения, так как знание этих критериев помогает ученику правильно организовать текст, а также понять, какие умения он должен показать при выполнении данной работы.

Эти и другие приемы, развивающие коммуникативную компетентность, позволили не только достичь высоких результатов при сдаче ЕГЭ, но и помогли ученикам достаточно быстро адаптироваться при дальнейшем обучении в высшей школе. Коммуникативная компетенция учащихся, формирующаяся в процессе воспитания и обучения, продолжает непрерывно развиваться в течение жизни и деятельности человека и способствует повышению общей гуманитарной культуры, творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств личности.

 

. . . . . . .