Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Практика применения цифровых образовательных платформ в контексте цифровой трансформации образования

Дата публикации: 2022-04-21 21:22:46
Статью разместил(а):
Алтухова Софья Викторовна

Практика применения цифровых образовательных платформ в контексте цифровой трансформации образования

Авторы: Алтухова Софья Викторовна

ФГБОУ ВО "ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского", г. Липецк

и Смольянинов Дмитрий Павлович

МАОУ "Инженерно-технологическая школа № 27 города Липецка", г. Липецк

 

Аннотация: В статье описаны современные цифровые образовательные платформы - их функционал, основные возможности. Рассмотрены варианты организации уроков информатики с использованием цифровой образовательной платформы. Описан опыт проведения уроков с использованием цифровой образовательной платформы «Яндекс.Учебник».

Ключевые слова: цифровая образовательная платформа, Яндекс.Учебник, Сберкласс, цифровая трансформация образования.

Тематическая рублика: Среднее образование.

 

В современном мире на сегодняшний день активно проходит процесс четвертой индустриальной революции, в основе которой заложен синтез принципиально нового материального производства и цифровых технологий. Всё это приводит к массовому распространению Интернета вещей, позволяющих автоматизировать производственные процессы. Данная трансформация происходит не случайно, ведь в России в настоящее время активно реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика». [4]

Именно благодаря нему на территории Российской Федерации определены основные варианты реализации цифровой экономики, где ключевую роль отводят цифровой трансформации образования. Эти две отрасли тесно взаимосвязаны между собой, так как на сегодняшний день происходит активная технологическая революция. В её основе заложен переход к производству общедоступной индивидуализированной продукции, которая получается благодаря модернизации, автоматизации, роботизации всех производственных процессов.

Для дальнейшей реализации основных направлений цифровой революции необходимо перейти от традиционного массового образования, которое реализуется для всех уже на протяжении многих веков к качественному образованию, направленному на всестороннее развитие личности каждого ребенка. Для этого необходимо применять современные средства организации образовательного процесса, дающие возможность достичь всех его необходимых результатов согласно ФГОС второго поколения. Все это в совокупности позволит подготовить выпускника школы с набором компетенций необходимых и достаточных для последующей жизни в современном обществе.

На протяжении последних нескольких десятков лет цифровые технологии в образовании стали быстро внедряться, обновляться, что позволяет всем участникам образовательного процесса пользоваться разнообразным цифровым образовательным контентом. Благодаря этому в современной педагогике появились новые педагогические технологии, методические рекомендации по организации образовательного процесса, а также варианты организации и проведения уроков.

В современной дидактике на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является осуществление учебной деятельности в цифровой образовательной среде. Качество обучения с использованием такого рода образовательных технологий взаимосвязано напрямую с тем, насколько все участники образовательного процесса готовы к условиям его цифровизации. Не смотря на проведение всех дискуссий, участники которых отмечают не только положительные, но и отрицательные стороны активной цифровизации всего образовательного процесса, изменения, происходящие в современном мире позволяют сделать вывод о том, что становится практически невозможным достичь все образовательные результаты согласно ФГОС второго поколения без использования технологий, реализующихся в цифровой педагогике. Ключевой составляющей в ней являются школьные образовательные платформы, которые дают возможность другой организации образовательного процесса.

В связи с этим становится вопрос на сколько сегодня школы оснащены в материально-техническом плане для реализации такого рода процесса обучения, а также на сколько все участники образовательного процесса готовы к использованию цифровых образовательных платформ. Обобщая вышеизложенное можно заметить, что необходимо проследить уровень цифровой компетентности всех участников образовательного процесса, который формируется из способностей к решению учебных задач в цифровой образовательной среде с использованием цифровых образовательных платформ и сделать соответствующий вывод об эффективности его реализации.

Школьные цифровые образовательные платформы являются ключевым понятием в этой статье, в связи с этим, необходимо дать определение этого термина. Обобщая опыт исследования данного вопроса специалистами из разных областей можно сформулировать следующее определение для понятия школьная образовательная платформа – информационное пространство, объединяющее всех участников образовательного процесса, позволяющее получить доступ к информации, заданиям, методическим материалам, необходимых для процесса обучения. [2]

При помощи них возможно реализовать основную суть цифровой трансформации образования, которая заключается в «достижении необходимых образовательных результатов и движении к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий» [1]. Все это позволит ученикам быть готовыми к дальнейшей жизни в современном обществе, быть востребованными на рынке труда. Для этого каждый школьник должен накапливать знания, развивать способности для непрерывного обучения, овладевать актуальными компетенциями 21 века. Для этого учителю необходимо организовывать процесс обучения таким образом, чтобы он трансформировался в актуальную творческую и групповую работу, позволял развивать любознательность и готовность к кардинальным переменам, которые могут происходить в дальнейшей жизни в современном обществе.

На сегодняшний день существует большое количество цифровых образовательных платформ, наиболее распространенными из которых являются «Сберкласс» и «Яндекс.Учебник». [3] В данной статье рассмотрим организацию образовательного процесса при помощи платформы «Яндекс.Учебник».

При использовании школьных образовательных платформ учителю и ученикам предоставляется доступ к готовым цифровым учебным материалам, при этом за педагогом остается право отбирать нужные материалы, добавлять их необходимым образовательным контентом для реализации конкретных задач, а также разрабатывать собственные цифровые образовательные ресурсы.

Цифровая образовательная платформа предоставляет возможность персонифицированной модели обучения, отличительными чертами которой является организация индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. Это позволяет изучать предмет на том уровне, который является необходимым и достаточным для конкретного школьника, при этом формируя у всего класса тот базовый уровень знаний, умений, навыков, который у них должен быть сформирован в соответствии с ФГОС второго поколения по конкретному учебному предмету. Контроль за освоением учебной программы доступен учителю и ученикам, позволяя последним формировать навыки самоконтроля. В следствии этого перед школьником открывается возможность создания индивидуальной образовательной траектории, которую может создавать и корректировать не только учитель, но и сам школьник.

Разработанные учебные материалы, доступ к функциям автоматической проверки заданий позволяют учителю освободить дополнительное время проведения урока, которое возможно использовать на организацию индивидуальной педагогической поддержки учащегося. Платформа может «реагировать» на действия ученика: если ответ дан правильно, то он переходит к следующему заданию, получая при этом соответствующее сообщение, которое «носит» мотивационный характер. В случае неправильного решения выдается соответствующие подсказки, которые помогают ученику сначала самостоятельно находить решения, только потом в случае необходимости обращаться за помощью к учителю. Большинство заданий носят практико-ориентированный характер, что позволяет школьникам оценить значимость изучаемого предмета в своей повседневной жизни. Организация командной работы, которая необходима для выполнения конкретных заданий, позволяет ученикам не только прийти быстрее к верному решению, но и формирует основные 4К- компетенции- кооперацию и коммуникацию.

Использование цифровых образовательных платформ предоставляет возможность снижения цифрового неравенства между учениками из разных регионов Российской Федерации. Открытость учебных материалов, их оценка экспертами из педагогических областей позволяет ученикам получить доступное актуальное качественное образование не смотря на нехватку педагогических кадров или материально-технического обеспечения. Благодаря использованию платформ у учеников изменился доступ к получению информации, появились новые возможности для коммуникации учащихся и учителя, интегрированные в саму цифровую платформу.

Для учителей методисты и разработчики платформы организуют бесплатные курсы повышения квалификации с выдачей удостоверения, вебинары, методическую поддержку в чатах. Это позволяет педагогам быть более уверенными при использовании цифрового образовательного контента, а также повышать актуальность своих знаний по преподаваемому предмету.

Рассмотрим конструирование урока информатики на тему «Введение в программирование» с использованием школьной цифровой образовательной платформы «Яндекс.Учебник».

Технологическая карта урока

Тема: Введение в программирование.

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 7.

Учебные цели:

- развитие умений работать в визуализированной среде программирования

- развитие умений работать с информацией.

Критерии оценки:

- скорость и качество конструирования линейных алгоритмов

- качество (содержание) и количество вопросов на этапе обсуждения, дополнения и объяснения соответствующих суждений, самоанализ полученных результатов (рефлексия).

Связь с учебной программой:

- расширение представлений о значимости развитого алгоритмического мышления в повседневной жизни

- умение строить простые линейные алгоритмы в визуальной среде программирования.

Оборудование и материалы:

-проектор (для показа карточек на платформе «Яндекс.Учебник» в режиме работы у доски)

-цифровая образовательная платформа «Яндекс.Учебник»

-персональный компьютер (ноутбук) учителя

- персональный компьютер (ноутбук) учащегося

Предметные:

- сформировать представления о линейных алгоритмах

Метапредметные:

- формирование умений понимать и принимать учебную задачи, цели урока, сформулированные совместно с учителем

- высказывать суждения, предположения в ходе проведения урока

- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебных заданий при проведении рефлексии.

Личностные:

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

- понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Уровень / планируемый результат

Способ оценивания результата

Знание: называет понятие «линейный алгоритм»

Фронтальная работа

Понимание: умеет приводить примеры применения линейных алгоритмов

Фронтальная и групповая формы работы

Применение: умеет применять линейные алгоритмы в своей повседневной жизни и для решения конкретных заданий на уроке

Выполнение заданий на платформе

Анализ: объясняет взаимосвязь линейных алгоритмов с явлениями, происходящими в повседневной жизни

Фронтальная работа

Синтез: составляет последовательность действий, являющихся линейным алгоритмом

Выполнение заданий на платформе

Оценка: оценивает свою работу на уроке

Самоанализ, реализующийся при помощи рефлексии

 

Этапы урока

Время, отводимое на реализацию соответствующего этапа урока в минутах

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.   Организационное начало урока

1

Настраивает учеников на успешный урок

Настраиваются на успешную деятельность в ходе проведения урока

2. Проверка домашнего задания

5

Проверяет домашнее задание при помощи теста

Проходят тест

3. Актуализация новых знаний

5

Повторение роли алгоритмизации в жизни современного человека, понятий «алгоритм» и «линейный алгоритм» в виде проведения дискуссии

Выполнение на платформе мотивирующих заданий из разделов «Как писать программы для роботов» и презентация «Линейные алгоритмы»

4. Открытие новых знаний

17

Организация фронтальной работы

Чтение теоретического материала на платформе, выполнение заданий для его понимания из разделов

«Как писать программы для роботов» и презентация «Линейные алгоритмы»

5. Закрепление знаний

15

Организация индивидуальной и групповой работы

Выполнение модуля на платформе из разделов практическая работа «Как писать программы для робота» и «Линейные алгоритмы»

6. Рефлексия

1

Организация рефлексии

Выполнение задания на рефлексию

7. Организационное окончание урока

2

Подведение итого урока, выставление отметок, озвучивание и пояснение домашнего задания

Выполнение модулей на платформе по уровням сложности

Базовый уровень: Домашняя работа «Как писать программы для робота», домашнее задание «Линейные алгоритмы»

Средний уровень: Дополнительные задачи «Как писать программы для робота» и «Линейные алгоритмы»

Продвинутый уровень: Задачи повышенной сложности «Линейные алгоритмы»

В соответствии с вышеизложенной технологической картой в МАОУ "Инженерно-технологическая школа № 27" города Липецка был проведен урок, который необходим для теоретического обоснования данного педагогического эксперимента. Урок проходил у учащихся параллели 7-х классов, которые обучаются с использованием школьной образовательной платформы «Яндекс.Учебник».

Целью этого педагогического эксперимента является показать на практике значимость применения цифрового образовательного контента в ходе проведения уроков информатики. Об успешности проведения педагогического эксперимента можно судить по следующим основным выводам: в ходе проведения рефлексии ученики высоко оценили свой уровень знаний, подтвержденный впоследствии на следующем уроке при помощи проведения тестирования; в ходе выполнения заданий практико-ориентированного характера у учеников повысился уровень заинтересованности в учебном предмете, который отражается в высоких оценках по нему, их участию в городских конкурсах IT-направленности и олимпиад. Уроки такого типа были проведены не однократно.

Таким образом, изменения происходящие в современном мире приводят к активной цифровой трансформации отрасли образование. Активное использование цифровых образовательных платформ, дает возможность конструировать образовательный процесс таким образом, чтобы он соответствовал актуальным доминантам сферы образования. В последующем это позволит полностью перейти от традиционной классно-урочной системы образования к персонализированной, результативность которой помогает решать проблемы повышения качества обучения и является ключевым направлением цифровой трансформации отрасли образование.

 

Список литературы:

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Текст] / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др. ; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343, [1] с. — (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред. Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин). — 400 экз. — ISBN 978-5-7598-1990-5 (в обл.).

2. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации; под науч. ред. П.А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019.-108с.

3. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 56с.

4. Крутиков М.А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки// Современные проблемы науки и образования – 2020. – № 6.

 

. . . . . . .