Реализация информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности младших школьников
Реализация информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности младших школьников
Автор: Сёмушкина Анна Васильевна
Аннотация: В статье поднимаются актуальные вопросы применения информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, экологическая культура, внеурочная деятельность, младшие школьники.
В настоящее время, в век компьютерных инновационных информационных технологий, которые распространяются во все области и сферы человеческой деятельности, образование не является исключением. Информационно-коммуникационные технологии активно проникают и туда. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса и активно компьютеризируются, что привело к тому, что использование информационно-коммуникационных технологий стало актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня просто необходимо, чтобы любой учитель-предметник мог достойно подготовить и грамотно провести урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, что дает возможность повысить познавательный интерес учащихся и сделать подачу материала ярким и увлекательным.
Использование разнообразия средств информационно-коммуникационных технологий в разных наиболее оптимальных для каждого урока сочетаниях, позволяет детям погрузиться в другой мир, увидеть своими глазами то, что никогда не видел в реальности (извержение вулкана, цунами и т.д.), почувствовать себя причастным к разным проявлениям этого мира. По данным исследований специалистов, в памяти человека остается1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала при условии активного вовлечения ученика в действия во время процесса обучения. И компьютерные технологии дают такую возможность в плане повышения эффективности процесса обучения: активировать сразу несколько анализаторов (слуховой, зрительный и т.д.), а также совершенствовать содержание методов и форм обучения.
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии все глубже проникают во все сферы образовательной деятельности, ведь этому способствуют и повсеместная информатизация общества, и необходимость соответствующей подготовки специалистов, и распространение современной компьютерной техники и программного обеспечения в рамках учреждения.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителей и детей в получении новых знаний по определенному уроку, ведь с помощью этих технологий учитель может создать наиболее оптимальный информационный продукт, который облегчит усвоение нового и закрепление пройденного материала, сделает урок насыщенным и интересным, позволит укрепить взаимодействие между учителем и учеником, между учениками класса.
Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе предоставляет возможность:
· Существенно активизировать познавательную активность детей;
· Способствовать повышению информационной грамотности детей, умению ориентироваться в потоках информации, исходящих от современного мира;
· Осваивать практические методы работы с информацией;
· Развивать именно те умения, которые будут способствовать грамотному обмену информацией при помощи современных технических средств;
· Провести урок на высоком эстетическом уровне;
· Способствовать развитию индивидуальных креативных возможностей личности каждого ученика в классе;
· Развить коммуникативные компетенции детей;
· Качественно преобразовать контроль за деятельностью учащихся;
· Создавать условия для наиболее эффективного межличностного взаимодействия и совместной работы на протяжении всего урока.
Но вместе с тем, без достаточной оснащенности компьютерной техникой, доступа к глобальной сети Интернет и применения современных средств информатизации образовательного процесса дальнейшее развитие всех вышеперечисленных процессов немыслимо.
С появлением глобальных компьютерных сетей учителя и дети приобретают новую безграничную возможность получать информацию из любой, самой отдаленной, точки мирового пространства, мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных и т.д.), что дает настолько обширные возможности для самообразования в том числе, о которых на предыдущих этапах развития образования можно было только мечтать.
Итак, система работы во внеурочное время с использование информационно-коммуникационных технологий и интернет-ресурсов имеет ряд преимуществ:
· Учащиеся получают широкие возможности выбора образовательной траектории в процессе школьного образования, где из пассивного слушателя ученик становится личностью, способной к самоуправлению и использованию всех доступных средств информации;
· Осуществляется личностно-ориентированный дифференцированный подход к учащимся на основе психологических характеристик личности и интеллектуальной составляющей (в том числе, к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования);
· Повышает мотивацию учебной деятельности;
· Способствует развитию у учащихся продуктивных творческих функций мышления, интеллектуальных способностей, формирует операционный стиль мышления.
В настоящее время ни одно школьное мероприятие не обходится без применения тех или иных средств информационно-коммуникационных технологий, что ведет к росту интереса школьников к участию в школьных, городских, всероссийских конкурсах с использованием этих технологий.
Все вышеперечисленное дает возможность сделать вывод, что внеурочная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий обеспечивает огромную вариативность для реализации творческих способностей детей в информационной среде, обеспечивает получение положительных эмоций. Совершенствование всех этих процессов очень важная и почетная задача на современном этапе образования.
Практика современной школы в области применения информационно-коммуникационных технологий говорит сама за себя, и свидетельствует о том, что без этих современных технологий невозможно представить ни настоящее, ни будущее образовательной системы. Занятия с использованием средств ИКТ становятся привычными для учащихся, нормой работы для педагогов, что, на наш взгляд, является одним из показателей успешной реализации целей и задач новых образовательных стандартов.
Литература:
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. - М.: Просвещение, 2013.
2. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения / А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2. – С.157 – 159.
3. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе / А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – 12. – С.49 – 51.
4. Дылько О.В. Использование компьютерной поддержки на уроках в начальной школе // Образовательные технологии: межвузовский сборник научных трудов - Воронеж: ВГПУ, 1998 - С. 112-123.
5. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11.
6. Зимняя, Н.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / Н.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2013. – №5. – С. 34–39.
7. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа /Л. В. Левчук // Экологическое Образование. 2012. - №3. – С. 51-58.