Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Культура повседневности в образовательном пространстве гимназии

Дата публикации: 2020-12-11 15:46:35
Статью разместил(а):
Назарова Вера Борисовна

Культура повседневности в образовательном пространстве гимназии

Автор: Назарова Вера Борисовна

 

«Праздник – это попытка внешней радости проникнуть внутрь, а внутренней – выплеснуться наружу» (В.Г. Кротов)

Повседневность - это самый близкий к человеку план жизни, естественное «здесь» и «сейчас» бытие человека. Мир, в котором мы живем сегодня, во многом противоречивый и изменяющийся. В ситуации неопределенности человеку свойственно искать «точку опоры», создавать то, что он может создать для себя сам, организовать зону стабильности и комфорта, комфорта телесного и душевного. Как правило, это дом, семья, повседневный, размеренный быт. В поисках цельности человек обращается к традиции, чтобы там обрести ориентиры для жизни. Важным  элементом традиции является праздник - веками проверенный способ  пережить радость жизни. Чередование праздников и «трудовых будней» создает цикличность жизни, как чередование напряжение (когда мы делаем то, что надо) и расслабления (когда мы предаемся веселью и делаем то, что нравится). 

Все дети любят праздники, независимо от того,  в какой стране, в богатой или бедной семье они живут. Дети также чувствуют, что ожидание праздника – это тоже праздник, особенно, если мы активно готовимся к нему. Непосредственная детская радость ожидания праздника, подготовки к нему, заражает взрослых, помогает им «вернуться к истокам» и вновь переживать ценность собственной жизни.

Нам очень важно, чтобы гимназические традиции и весь уклад школьной жизни погружали ребенка и взрослеющего подростка в пространство чередования будней и праздников, чтобы дети,  их родители, учителя  переживали  радость в стенах школы. Можно сказать, что за многие годы в гимназии сложилась система работы, направленная на развитие способности  «привносить праздник в повседневность». Это происходит постепенно: младшие дети, под руководством учителей и при поддержке родителей вносят свой «посильный вклад» в традиционные праздники начальной школы.

Предмет «Технология» позволяет получить необходимые навыки: кулинария, шитье, сервировка стола и т.д. Программы внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству позволяют ребятам осознать, что делать подарок – искусство, требующее, прежде всего, фантазии, а вещи «hand made» могут быть очень ценными, даже если ценность измеряется в рублях.

Подростки 5-8 класса невероятно инициативны: при поддержке педагога они создают  праздничное мероприятие  от замысла до воплощения: придумывают сценарий, организуют, изготавливают, приглашают, проводят, убирают, фотографируют, создают презентацию и т.д. Есть положительный опыт организации праздника «Модный показ» - итогового мероприятия по программе внеурочной деятельности «Студия шитья и кроя» праздника «Новый год» в 6 классе.

К 6-7 классу ребята уже неплохо овладевают методом проектов, что позволяет эффективно работать над созданием праздника: организовать «генерирование идей» и их всестороннюю оценку для принятия коллективного решения, поставить цель, спланировать конкретные шаги, принять решение об ответственности, и выполнить задуманное. 

Старшеклассники уже не нуждаются в поддержке взрослых. Порой  в коридорах и кабинетах гимназии можно стать свидетелями творческих акций, «флэш-мобов» и прочих форм, которые ребята проводят самостоятельно, чтобы  привнести в свои жизни радость и создать праздник для своих друзей или учителей по случаю дня рождения, по другому поводу или вовсе без повода. Если ученикам 8-10 класса «сделать заявку», то они с удовольствием создадут праздник «под ключ» для малышей. А одна из популярных тем проекта «Учебная фирма» - «Агентство по созданию праздника».

 

. . . . . . .