Модель педагогического сопровождения студентов

Дата публикации: 2021-01-11 11:22:30
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Модель педагогического сопровождения студентов

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент

Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

 

Аннотация: В статье рассматривается модель педагогического сопровождения студентов, которая включает в себя научно-целевой, содержательный, диагностико-корректирующий, оценочно-результативный блоки и позволяет студенту сделать осознанный выбор направления обучения, направленности будущей деятельности, специализации и научных интересов.

Ключевые слова: студент, ВУЗ, педагогическое сопровождение.

Тематическая рубрика: Высшее образование.

 

Многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов выполняет следующие функции: целевые (информационная, направляющая) и инструментальные (развивающая, аналитическая, технологическая и психолого-педагогической поддержки), которые содержательно раскрыты в следующих блоках: научно-целевом, содержательном, диагностико-корректирующем, оценочно-результативном.

Научно-целевой блок модели содержит три компонента: научные подходы, цель и функции педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов.

Содержательный блок включает когнитивный, рефлексивный и результативный компоненты и соотносится с задачами рекурсий.

Когнитивный компонент ориентирован на формирование теоретических знаний в областях: направления обучения и требованиях к поступлению; особенностях различных видов деятельности, специальностей и должностей; приоритетов развития науки в выбранном направлении.

Рефлексивный компонент выполняет развивающую и аналитическую функции, связан с расширением профессионального сознания и самореализации в профессиональной деятельности, развитием профессионально важных качеств, анализом личностного ресурса и способствует: развитию интереса к анализу соответствия своих возможностей и будущей профессиональной деятельности; осознанию возможностей реализации личностного ресурса в профессионально важных качествах; развитию желания конструировать индивидуальную траекторию обучения; осознанию ценности реализации личностного ресурса в приоритетных направлениях науки [1]. 

Результативный компонент выполняет технологическую функцию и предполагает поэтапное, в соответствии с рекурсиями, формирование навыков карьерного проектирования при организации поддержки профессиональной подготовки студентов посредством консультирования, психологического и профориентационного просвещения, коррекционной работы.

Диагностико-корректирующий блок осуществляет функцию психолого-педагогической поддержки и включает диагностирующий и коррекционный компоненты, которые позволяют: мониторить результаты уровня развития профессионального самоопределения субъектов педагогического сопровождения, определить эффективные методы педагогического сопровождения профессионального самоопределения, совершенствовать формы и методы развития способностей обучающихся продуктивно включаться в профессиональную деятельность, предупреждать кризисы профессионального выбора. Основной задачей компонента является поддержка в карьерном проектировании и помощи анализа имеющихся вариантов профессионального роста, в том числе и в продолжение образования [2]. 

Оценочно-результативный блок позволяет определить эффективность педагогического сопровождения профессионального самоопределения по выделенным нами когнитивному, личностному и деятельностному критериям.

Организационно-педагогическими условиями функционирования и реализации модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вузов являются: формирование у абитуриентов и студентов мотивации к развитию профессионального самоопределения; использование в педагогическом сопровождении активных и интерактивных образовательных технологий, стимулирующих процесс профессионального самоопределения студентов вузов и способствующих развитию профессионально важных качеств; подготовка преподавательского состава к работе по сопровождению профессионального самоопределения студентов вузов, включающей освоение преподавателями приемов организации профориентации студентов в ходе профессиональной подготовки, изучение динамики профессий, требующих знаний, и их востребованности на современном рынке труда, ознакомление с особенностями профессионального самоопределения студентов [3]. 

Таким образом, функциональная многоуровневая модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов вузов включает в себя научно-целевой (подходы, цель, функции и задачи), содержательный (когнитивный, рефлексивный и результативный), диагностико-корректирующий (диагностирующий и оценочный компоненты), оценочно-результативный блоки и позволяет студенту сделать осознанный выбор направления обучения, направленности будущей деятельности, специализации, научных интересов. [1].

 

Список литературы: 

1. Сергеева С.В. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 58.

2. Ломакина Т.Ю. Стратегия профессионального образования / Т.Ю. Ломакина // Профессиональное образование. – М., 2016. – № 2. – С. 16.

3. Иванова Е.Е. Организация психологического сопровождения развития профессионального самосознания студентов / Е.Е. Иванова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – №4. – С. 40.