Основы профессионального самоопределения специалиста

Дата публикации: 2021-01-11 11:17:51
Статью разместил(а):
Жигулин Андрей Алексеевич

Основы профессионального самоопределения специалиста

Автор: Жигулин Андрей Алексеевич

кандидат психологических наук, доцент

Воронежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

 

Аннотация: В статье рассматриваются основы профессионального самоопределения специалиста как необходимость организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения в вузе с учетом уровней высшего образования, направленного на решение задач профессионального роста и социализации специалиста.

Ключевые слова: специалист, ВУЗ, профессиональное самоопределение.

Тематическая рубрика: Высшее образование.

 

На значимость педагогического сопровождения в профессиональной подготовке указывают научные исследования Э.М. Александровской, С.А. Белоусова, Л.Н. Бережновой, Г.Н. Серикова, Л.В. Темновой, Н.О. Яковлевой и др., где данный процесс рассматривается как организация условий личностного и профессионального развития на основе непрерывного взаимодействия, способствующего формированию позитивной самостоятельности студентов. Оперативная помощь и поддержка способствуют созданию ориентировочного поля профессионального развития студентов, формированию их активной позиции по отношению к будущей деятельности и себе как субъекту этой деятельности. На сегодняшний день единственной формой сопровождения является профориентация, которая представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на оказание помощи студентам в выборе профессиональной деятельности и нахождении возможностей реализации личностного потенциала в профессии [1].

Под педагогическим сопровождением мы понимаем специально организованный и личностно ориентированный процесс помощи студентам, направленный на решение задач их профессионального роста и социализации на основе поддержки развития способности карьерного проектирования.

Цель данного процесса это развитие компетентности профессионального самоопределения студентов, которая отражается в их готовности применять знания, умения и практический опыт для успешного осуществления профессиональных и карьерных выборов в условиях вариативности современного образования.

Функциями педагогического сопровождения являются: повышение конкурентоспособности на рынке труда, помощь студентам в процессе реализации профессиональной карьеры, предупреждение негативных вариантов и тенденций развития личности.

Организация педагогического сопровождения основывается на решении когнитивных, рефлексивных и результативных задач профессионального самоопределения студентов.

Когнитивная задача решается посредством получения субъектами педагогического сопровождения (абитуриентами, студентами, магистрантами, аспирантами) знаний о вариативности профессий, субъективном личностном ресурсе, специфике будущей профессиональной деятельности и необходимых для нее профессионально важных качествах личности. Рефлексивная задача осуществляется в процессе развития профессионально важных качеств личности и профессионального самосознания студентов вузов. Результативная задача реализуется при поддержке формирования навыков карьерного проектирования, развития способности продуктивно включаться в профессиональную деятельность и умений анализировать имеющиеся варианты продолжения образования [2].

Различные цели обучения на каждом уровне высшего образования диктуют разные подходы к организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения специалистов, выстраивании широкого спектра таких сценариев, которые будут учитывать специфику каждого уровня высшего образования и особенности реализации личностного ресурса в будущей профессиональной сфере.

Профессиональное самоопределение специалистов представляет собой процесс личностного выбора, отражающий осознанный поиск себя как профессионала и способствующий развитию способности карьерного проектирования. Он является итеративным и включает четыре рекурсии, каждая из которых имеет свои особенности, что отражается в содержании педагогического сопровождения на каждом уровне высшего образования, направленного на решение задач профессионального роста и социализации специалистов.  

 

Список литературы: 

1. Золотарев С.П. Особенности профессионального самоопределения студентов / С.П. Золотарев // Вестник АПК Ставрополья. – 2018. – № 4. – С. 132.

2. Ломакина Т.Ю. Стратегия профессионального образования / Т.Ю. Ломакина // Профессиональное образование. – М., 2016. – № 2. – С. 17.