Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Развитие внимания у детей с ОВЗ

Дата публикации: 2023-04-28 21:17:22
Статью разместил(а):
Валиахметова Татьяна Георгиевна

Развитие внимания у детей с ОВЗ

Автор: Валиахметова Татьяна Георгиевна

ГБОУ "Михайловская КШИ"

 

Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными.

Давайте выясним, что такое внимание, каким оно бывает, поддается ли тренировке?

Каждую секунду мы взаимодействуем с миром и наше внимание всегда направлено на какой-либо объект, мы фокусируемся на том, что интересно в данный момент. 

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо объекте. Интересно внимание описал К. Ушинский: «Внимание – есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание бывает непроизвольным, произвольным, послепроизвольным. Непроизвольное внимание возникает само собой, когда мы ощущаем сильное воздействие на любое из чувств. Привлечь наше внимание может интересное название статьи, громкая музыка и т.д.

Произвольное внимание требует от нас определенных усилий и всегда направлено на какую-то цель.

Послепроизвольное внимание - это такой вид внимания, который носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек погружается в работу.

Свойства внимания. Внимание обладает определенными свойствами:

- Объем - это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.

- Распределение - это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.

- Устойчивость - это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте.

Концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на объекте.

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания. Что же сюда относится?

· Снижение устойчивости. Проявляется снижением избирательности, непроизвольным переключением на посторонние раздражители.

· Повышенная истощаемость. Ослабляется активное и пассивное внимание.

· Сужение объема. Определяется высокая сосредоточенность на одном (реже двух) объектах с полным игнорированием других. Примером такого расстройства являются сверхценные идеи, психотравмирующие переживания. 

· Снижение концентрации. Отмечается ослабление либо полная утрата способности сосредотачиваться на конкретных явлениях и объектах.  

У детей с ОВЗ мы можем наблюдать низкий уровень всех свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

Мы постарались дать характеристику внимания детей младшего школьного возраста с нормой развития с умственной отсталостью и ЗПР.

С 6 до 13 лет у обучающихся с нормальным развитием происходит активное формирование произвольного внимания, хотя еще преобладает непроизвольное.

У детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, на протяжении всего периода обучения в начальной школе преобладает непроизвольное внимание, связано это с недоразвитием волевых качеств. Их внимание характеризуется малым объемом, неустойчивостью, трудностью переключения на фоне быстрого истощения и повышенной отвлекаемости.

При ЗПР также характерна неустойчивость, периодические колебания внимания, повышенная отвлекаемость, наблюдался Эффект «прилипания».

Основное различие между нормально развивающимся ребенком и ребенком с интеллектуальными нарушениями заключается в слабости произвольного внимания последнего.

Для изучения особенностей внимания детей с интеллектуальными нарушениями можно использовать модифицированную методику С.Д. Забрамной, тест переплетенных линий А. Рея, «Корректурные пробы», «Шифровку». Детей с тяжелыми множественными нарушениями развития целесообразно обследовать с помощью игрового материала, чтобы задания были выполнены без участия речи и возможного напряжения. Подходит методика «недастоющие детали» Векслера. 

Чтобы проанализировать эффект от своей работы необходимо проводить мониторинг развития отдельных свойств внимания на каждого обучающегося в начале и конце учебного года.

Под влиянием специально организованно­го обучения объем внимания и его устойчивость у детей с ОВЗ значительно улу­чшаются, что позволяет говорить о положительной динамике, но вмес­те с тем, в большинстве случаев, эти  показатели не достигают возрастной нор­мы.  

Одним из эффективных средств побуждения внимания и интереса к познавательной деятельности является игра. Игры для развития зрительного внимания:

- настольная игра «Домино»;

- «Найди два одинаковых предмета»;

- «Найди отличия»;

- «Выкладывание узора по образцу». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

- «Нанизывание бусинок»;

- «Лабиринт»;

- «Найди спрятанное слово»; 

- «Зачеркни». Ребенку предлагается таблица, где в изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

- «Зашумленные картинки» представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить.  

Игры на развитие моторно-двигательного внимания:

- «Кто летает?». Педагог произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

- «Съедобное-несъедобное». В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

- «Ухо-нос». Дети слушают команду: "Ухо" и дотрагиваются до уха. "Нос" - дотрагиваются до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

- «Запрещенное движение». Взрослый показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения, дети должны повторять, но не должны выполнять запрещенное движение.

Регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т.д., их деятельность становится более целенаправленной.

 

. . . . . . .