Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Игровая деятельность детей с ОВЗ на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2023-03-02 17:46:35
Статью разместил(а):
Наумова Любовь Ивановна

Игровая деятельность детей с ОВЗ на уроках в начальной школе

Автор: Наумова Любовь Ивановна

ГБОУ "Школа № 584 «Озерки», Санкт‒Петербург

 

Аннотация: В этой статье я делюсь своим опытом работы, как воспитателя, с детьми в начальной школе. В школе обучаются дети с нарушениями опорно‒двигательного аппарата (ДЦП), а также дети с МНР. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте для наших детей является важной составляющей урока или занятия. Яркость и эмоциональность игровых персонажей, сюжетов помогает детям легче входить в ритм школьной жизни, облегчает обучение.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, игровая деятельность, игровое взаимодействие.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

 

Ребенок приходит в школу и основной ведущей деятельностью теперь является учеба, но игра не уходит из его жизни, игровая деятельность должна продолжаться, т.к. она позволяет решать задачи возрастного развития. Именно в младшем школьном возрасте через игру можно развивать, обучать, воспитывать и корректировать негативные проявления личности. Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развитие зрелой полноценной личности.

Дидактические, развивающие и ролевые игры, игровые проблемные ситуации, включенные в состав урока, создают благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. С помощью игры ребенок имеет возможность развивать у себя те или иные качества (память, внимание, силу,  координацию движений и др.),получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам, недостижимы в обычной жизни. Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые ситуации, развивает фантазию, интеллект, способствует обучению.

В игре легко и незаметно для ее участников формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, продолжают игры с предметами, игрушками.

Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания детей. Так через игру воспитываются у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, позволяет детям группы лучше узнать друг друга. В игре формируется нравственный облик ребенка. Необходимо приобщать детей к игре, и от того какое содержание будет вкладывать учитель или воспитатель в предлагаемые детям игры, зависит успех решения определенных задач: учебных, развивающих, воспитательных.

Включая игру в ход урока, учитель сам участвует в игре. Зная поведенческие особенности детей, он может деликатно, ненавязчиво корректировать негативные проявления у ребят, их отношения с одноклассниками, помогает освоить нормативное поведение.

Играть необходимо и очень важно, т.к. через игру происходит физическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание школьников, а также развитие  коммуникативных навыков. Не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «В детстве не доиграли!». Игрой лечат, игрой развивают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.

В нашей школе игровая деятельность на уроках является актуальной, особенно в классах, где обучение происходит по адаптированным рабочим программам для детей 6.3 и 6.4 вида, так как психологический возраст детей здесь более низкий чем в классах, где реализуется основная программа ФГОС. Для таких детей игра является основной деятельностью, доступной и понятной, через которую можно решать различные задачи обучения и воспитания.

В классах, где обучаются дети с тяжелой и средней степенью умственной отсталости все уроки проводятся в игровой форме, используются игровые проблемные ситуации. В основном это дидактические игры, подвижные и развивающие игры. Из моего опыта работы воспитателем, сопровождающим группы детей с ДЦП И МНР (первый год обучения) учитель каждый урок использует сказочных персонажей для стимуляции оценки учащихся, на каждом уроке проводиться сюжетная физкультминутка.

Учитель использует на уроке не только развивающие игры,  но и разнообразные игрушки, предметы-заместители игрушек и т.д. Ход урока контролирует какой-либо сказочный персонаж («Буратино», «Мальвина» и др.). Для поднятия эмоционального настроя учитель использует игры-забавы, игрушки-забавы, часто проводятся сюжетные уроки. Дети с интересом посещают школу, легче включаются в учебный процесс. Через игры и игровые ситуации, учащиеся стали больше общаться друг с другом, так как появилось больше тем для общения, легче происходило запоминание материала. К концу учебного года дети запомнили и научились играть во множество игр, физкультминуток в стихотворной форме и уже сами называли игры, в которые они хотели бы поиграть, и также по желанию сами проводили физкультминутки и игры.

В игровой форме урок становится более интересным для детей, а учебный материал более доступным для усвоения. В играх у ребят формируются такие качества, как взаимопомощь, вежливость, взаимоуважение, трудолюбие, развивается речь и навыки взаимодействия в группе детей.

 

. . . . . . .