Логоритмика в системе коррекционной и логопедической работы

Дата публикации: 2021-11-27 16:38:54
Статью разместил(а):
Хоменко Марина Сергеевна

Логоритмика в системе коррекционной и логопедической работы

Автор: Хоменко Марина Сергеевна

МБОУ «Московская СОШ им. А.П. Кыштымова», СПДО д/c «Зоренька»

 

Аннотация: В этой статье пишется о логоритмике как о системе двигательных упражнений, в которой различные движения сопровождаются произнесением специального речевого материала.

Ключевые слова: логоритмика, развитие речи, ритм, дети.

Тематическая рубрика: коррекционное образование.

 

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. 

В последние время внимание педагогов, логопедов, дефектологов сконцентрировано на увеличении количества детей с проблемами речи. 

Больший объем коррекционно-логопедической работы в детских садах сконцентрирован на дошкольниках с речевым диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР). Поскольку у большого количества дошкольников присутствуют проблемы воссоздания содержания полноценных высказываний и их языкового оформления, для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) свойственны: недоразвитие логической последовательности изложения и связности, пропуски по смыслу, четко проявленная «немотивированная» ситуативность и отрывочность, малый уровень применяемой фразовой речи. Благодаря этому развитие речи дошкольников с ОНР заслуживает первостепенного значения в полном коррекционно-логопедическом процессе. 

В научной литературе существует множество решений данной проблемы. В частности, к одному из таких относится включение в коррекционно-логопедическую работу логоритмики. Что же такое «логоритмика»? 

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сопровождаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном результате приспособление человека к обстоятельствам внешней и внутренней среды. Укрепляется опорно-двигательный аппарат человека, улучшается дыхание, моторные функции, сенсорные способности, совершенствуется равновесие, правильная осанка, походка. Чем больше и активнее ребенок двигается, тем эффективнее развивается его речь. 

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи (Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова, Г.Р. Шашкина и др.).

По мнению Г.А. Волковой и др., они направляются на преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Это одна из форм кинезотерапии, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.

Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. Поэтому такие виды речи, как стихотворения, перечисление дней недели и месяцев быстро запоминаются дошкольниками путем их ритмического повторения. В дошкольном детстве по мере накопления словаря и развития лексико-грамматического структурирования у ребенка появляется способность произносить законченную в смысловом и интонационном плане фразу на едином выдохе, постепенно исчезает физиологическая неритмичность речевого высказывания, приводя к плавности речи. Речевой ритм относится к наиболее сложным видам ритмической активности ЦНС. Он участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга – восприятии, порождении и воспроизведении речи.

Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта. В совместной непосредственно образовательной деятельности по логоритмики развиваются высшие психические функции детей: восприятие, память, мышление и речь, а также эмоционально-волевая сфера. 

Элементы логоритмических упражнений можно использовать благодаря гибкому режиму ДОУ в течение всего дня и на улице, во время непосредственной образовательной деятельности, как физкультминутки, перед сном или после сна в виде дыхательных упражнений, а поскольку логоритмические упражнения носят тематический характер, то при их подборе можно опираться на комплексно — тематическое планирование сада. 

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания;

- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

- развитие фонематического слуха;

- развитие пространственных организаций движений;

- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

- формирование и развитие кинестетических ощущений;

- воспитание выразительности и грации движений;

- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

- развитие физиологического и фонационного дыхания;

- развитие певческого диапазона голоса;

- развитие чувства ритма;

- воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

- воспитание умения перевоплощаться;

- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Структуру логоритмических занятий отражают средства логоритмики:

• Ходьба и маршировка в различных направлениях.

• Упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

• Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

• Упражнения, активизирующие внимание.

• Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

• Упражнения для развития чувства музыкального темпа.

Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка рече-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. Поэтому важно включать логоритмические игры и упражнения в различные виды деятельности.

Таким образом, эффективное использование логоритмических игр и упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей младшего дошкольного возраста.

 

Список литературы: 

1. Бохан О.А. Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников / О.А. Бохан, Л.В. Лашкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. - № 2(5). – С. 100-102 

2. Власенкова Е.В. Логоритмика как форма оздоровительной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста / Е.В. Власенкова // Научный поиск. – 2012. - № 2.1. – С. 48 

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. - [4-е изд.]. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010. – 349 с. 

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с. 

5. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей / О.А. Новиковская. Санкт-Петербург: Корона.Век, 2013. – 269 с.