Внедрение современных педагогических технологий в практику работы с детьми с ТМНР

Дата публикации: 2021-10-22 06:32:09
Статью разместил(а):
Голева Снежана Анатольевна

Внедрение современных педагогических технологий в практику работы с детьми с ТМНР

Автор: Голева Снежана Анатольевна

МБДОУ "Детский сад № 55 "Радость"

 

Аннотация: В этой статье описываются технологии, методы, игры, которые используются на коррекционных занятиях с детьми.

Ключевые слова: коррекционные занятия, детский сад, гуманистический подход.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Педагогическая технология - это социальная, специально организованная совокупность приемов и способов педагогического воздействия, конечным продуктом которого выступает воспитанник с индивидуальными, постоянно изменяющимися физическими, психическими, личностными  характеристиками.

Для оказания комплексной помощи детям с множественными тяжелыми нарушениями мы в своей работе применяем принцип вариативности, т.е, сочетание разных педагогических технологий в организованной комфортной развивающей среде.

С точки зрения здоровьесберегающих технологий детям предлагается соблюдение режима, ежедневные оздоровительные прогулки, сбалансированное питание и витаминизация, проведение минуток здоровья и логоритмических упражнений, подвижных игр, сотрудничество с Центром реабилитации инвалидов, работа с родителями по пропаганде зож.

Наряду с другими упражнениями мы применяем эвритмическую гимнастику как вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, развивающих упражнений и элементов аэробики. Такие ритмические композиции стимулируют фантазию, создают настроение, придают движениям темп, силу и динамику.

Основные задачи, решаемые на занятиях - это развитие двигательных качеств, внимания, коррекция движений рук, улучшение психического состояния.

В своей работе мы применяем игровые технологии, в частности, приемы игровой терапии – методы коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которых положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром. Через игру каждый ребенок проявляет себя, развивается чувство собственного «я», происходит оптимизация отношений в системе «ребенок – взрослый», «ребенок – другие дети». Кроме этого, игра представляет собой метод диагностики психофизического состояния каждого ребенка.

В рамках игровых технологий в своей работе мы используем гуманистический подход: ежедневно культивируем дружеские отношения с каждым ребенком; принимаем ребенка таким, какой он есть, строим свое общение с каждым ребенком так, чтобы он учился понимать свои действия и оценивать свое поведение; создаем среду, позволяющую играть и удовлетворять свои биологические, личностные и межличностные отношения.

С чем и как играют наши дети?

На первом этапе работы с детьми мы проводим игры и игровые упражнения, направленные на формирование и накапливание  элементарного игрового опыта. Это игры с природным материалом, бумагой, тканью, водой, бытовыми предметами, игрушками. Особое значение в процессе обучения мы придаем играм с песком и сыпучими материалами, поскольку они направлены на развитие координации движения рук и зрительного внимания, а так же на формирование тактильного опыта. В начале игры мы знакомим детей со свойствами сухого песка; предлагаем пересыпать песок совком, ложкой, ладошками из емкости в емкость, оставить следы на песке, покопать песок руками. Одними из любимых игр детей с песком являются

Игра «Поиски  спрятанных сокровищ». В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины,  ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки. Попросите ребенка разыскать эти сокровища и сложить в емкость.

Игра «Насыпь дорожку к дому». Нарисуйте два домика, клеем промажьте дорожку, детям нужно насыпать песок от домика к домику.

«Откопай руку взрослого, спрятанную в песке». После этого знакомим детей со свойствами мокрого песка. Проводим игру «Печем куличики», «Строим горку» и др. такие игры наглядно показывают ребенку, что мокрый песок может сохранять форму. Занятия такого рода помогают создать положительный эмоциональный фон, раскрепостить тревожных, замкнутых детей.

Для речевой активности помогают на первоначальном этапе дидактические игры на развитие слухового внимания: прислушиваться к неречевым звукам, а затем повторять: стук за дверью, звонок колокольчика, стук барабана и др. Игра «Кто там?» воспитывает осторожность и внимательность, игра «Что шумит?» знакомит детей с видами транспорта.

Расширяя представления детей об окружающем мире, включаем игры с моделированием ситуации: «Одень куклу по сезону», «Идем в гости», «Что повесим в шкаф?». А в играх «Маша – растеряша», «Полезно – вредно» постепенно подводим детей к решению проблемной ситуации, развивая, тем самым, мыслительную деятельность, внимательность, наблюдательность, познавательные умения и способности.

Игровые технологии включены в любой вид деятельности – чтение сказок или потешек, кукольный спектакль, игру – драматизацию, занятия по изобразительной деятельности.

На первоначальном этапе обучения детей изобразительной деятельности использовали каракули детей для узнавая в них каких-либо предметов. Если получались округлые линии, помогали узнать в них тарелку или мяч, яблоко или солнце.

Предметы округлой формы поддаются детям легче, т.к. их легко обыграть, а играя, напоминаем: мяч, тарелка. Затем учим находить эти предметы в ближайшем окружении. Только потом переходим к рисованию по преднамеренному заданию: «Давай нарисуем мяч». Ребенок рисует и сообщает: «Это мяч».

Довольно долго рисунки детей не были похожи на изображение объекта, т.к. обучение рисованию очень трудно. Но все занятия помогают в развитии моторики: дети учатся держать карандаш, ориентироваться в микропространстве.

Следующий этап в овладении детьми  рисованием – обведение контура простых предметов с дальнейшей штриховкой, что помогает развитию восприятия формы предметов и развитию сенсорной сферы. Позднее формировали способность   красить карандашами, красками. Детям предлагались тематические задания «Закрась огоньки в окнах», «Следы на дорожках», «Цветы в траве», «Осенние листья»,  в которых детям предлагали подобрать нужный цвет.

В своей педагогической деятельности мы используем компьютерные презентации, что привлекает детей новизной, красочностью, делает процесс обучения и воспитания современным. Кроме этого, по возможности, предлагаем детям попробовать свои силы в работе с компьютером, что вызывает у них восторг и желание научиться.

В работе по введению в социум детей в практике проводим экскурсии на почту, на остановку, в магазин. Такие посещения помогают расширить и уточнить знания детей о жизненно важных объектах и приобрести практические навыки, которые могут им пригодиться в жизни.

Таким образом, технологии, используемые нами содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а, следовательно сама учебная деятельность детей, их знания приобретают новые качества.