Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Особенности обучения обучающихся с ОВЗ

Дата публикации: 2021-10-13 17:52:36
Статью разместил(а):
Скрынник Лариса Михайловна

Особенности обучения обучающихся с ОВЗ

Автор: Скрынник Лариса Михайловна

МБОУ "СОШ № 17 г. Ангарска"

 

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — обучающихся с задержкой психического развития, гарантия оказания специальной помощи обучающимся, способным обучаться в условиях массовой школы.  

Обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Среди стойко неуспевающих младших школьников около 50 % составляют обучающиеся с задержкой психического развития.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к обучающимся со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Эти обучающиеся не являются умственно отсталыми.

Что же такое задержка психического развития?

Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.1.) обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). 

Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.

Предполагается, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Обозначив для себя проблему, чтобы организовать образовательную деятельность обучающихся, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, прохождение дистанционных курсов, личные наблюдения, сотрудничество с педагогом-психологом, логопедом нашей школы.  Стала искать пути её решения.  

В своей работе с детьми ЗПР придерживаюсь следующим правилам:

- Постоянно поддерживаю уверенность в своих силах ребенка, обеспечиваю ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях.

- На каждом уроке (занятии) обязательно ввожу организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

- Обязательно даю некоторое время для обдумывания вопроса.

- Большой и сложный материал разделяю его на отдельные части и даю их постепенно.

- Не требую от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, прошу ответить его через некоторое время.

- В момент выполнения задания стараюсь не отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

- Стараюсь облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц).

- Активизирую работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети обязательно должны слушать, смотреть, проговаривать.

- Развиваю самоконтроль, даю возможность самостоятельно находить ошибки у себя, используя игровые приемы.

- Даю кратковременную возможность для отдыха, с целью предупреждения переутомления, провожу равномерные включения в урок динамических пауз.

- Использую похвалу за успехи.

- Создаю максимально спокойную обстановку на уроке, занятии, поддерживаю атмосферу доброжелательности.

- Темп подачи учебного материала спокойный, ровный, медленный, с многократным повтором основных моментов

- Создаю доверительные отношения с взрослыми.

- Формирую ученический коллектив на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

- Для организации индивидуальной работы применяю карточки-задания, тетради с печатной основой, фонематические диктанты.

Сочетание различных форм способствуют продвижению учащихся на более высокие уровни учебной деятельности. На каждом уроке учебный материал максимально связываю с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательный интерес. Интересу к обучению способствует самостоятельная поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия.

Работаю над развитием познавательной деятельности, делаю акценты на тренировку памяти, внимания, мышления. Так как именно это является западающей категорией у детей с задержкой психического развития.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

Сотрудничество педагога-психолога, логопеда  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное учреждение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

 

. . . . . . .