Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Создание в школе специальных условий для детей с РАС

Дата публикации: 2021-09-11 12:56:09
Статью разместил(а):
Демченкова Марина Валентиновна

Создание в школе специальных условий для детей с РАС

Автор: Демченкова Марина Валентиновна

МБОУ «С(К)ОШИ № 111», г. Трехгорный, Челябинская область

 

Аннотация: в статье обобщен опыт работы школы по созданию специальных условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра. Данный опыт успешно применяется в МБОУ «С(К)ОШИ №111» города Трехгорного Челябинской области.

Ключевые слова: коррекционная работа, расстройства аутистического спектра, дети с РАС, сенсорная интеграция, методический проект.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья является серьезным вызовом для современной российской школы. Ориентация ФГОС на создание условий для эффективного освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной общеобразовательной программы доказывает необходимость поиска действенного педагогического инструментария для обеспечения условий индивидуального развития всех обучающихся. Одной из наиболее сложных практических задач в этом контексте является организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Тенденция увеличения количества детей с расстройствами аутистического спектра не обошла стороной и нашу школу, из года в год количество таких детей только увеличивается.

Основная цель образовательного учреждения, перед которым стоит задача обучения детей с расстройствами аутистического спектра - создание специальных условий для усвоения учебных программ, развития и социальной адаптации таких учащихся.

Быть проводником между ребенком с РАС и обществом - это интересная работа. Интенсивный поиск эффективных методов и методик обучения безусловно приносит успехи. 

В нашей школе подготовка к включению детей с РАС в школьную среду началась с прогнозирования возможных трудностей, связанных с освоением ребенком образовательной программы в условиях класса, и поиском путей их преодоления. Важно, чтобы педагоги, работающие с ребенком с аутизмом, имели положительное эмоциональное отношение к людям с аутистическими нарушениями. Мы заметили, что дети практически никогда не станут плохо относится к другим, непохожим на них детям, если взрослые не покажут им, что к «другим» можно относится плохо.

Обучение детей происходит в классе с малой наполняемостью. Объем и содержание программ индивидуальной коррекционной помощи для конкретного ребенка определяется выраженностью и структурой нарушений. Например, по запросу родителей мы разрешаем некоторым учащимся приходить в школу не к первому уроку, а попозже. Ребенок, который выспался и в спокойной обстановке собрался в школу, гораздо легче переносит трудности адаптации первых дней обучения.  

Важно, опираясь не сохранные возможности ребенка, включать его во все общешкольные мероприятия, и не надо бояться выводить его «в люди». В групповых коррекционно-развивающих занятиях, общешкольных праздниках, проектной деятельности участвуют все учащиеся с РАС. Такая организация коррекционно-развивающей работы позволяет решать поведенческие проблемы, возникающие у детей с РАС, более эффективно. Любая коррекционная работа должна выстраиваться с приоритетом коррекции общения и коммуникативных навыков, так как без этой базы невозможно адекватно обучать ребенка с РАС.

В школе реализуется методический проект «Использование метода сенсорной интеграции в комплексной коррекционной работе с детьми, имеющими РАС».

Что же такое сенсорная интеграция и почему она так важна в коррекционной работе с детьми вообще и в частности с детьми с аутизмом? Любая наша деятельность является результатом очень слаженной работы всего организма. И сенсорная интеграция – это слаженная работа всех сенсорных каналов. Благодаря им ребенок может обучаться и развиваться.

Проблема в том, что именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с РАС: боязнь громких звуков или яркого света, стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире. То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.

Если представить способность к обучению в виде айсберга, то сам процесс обучения - это надводная часть. Все, что под водой, часто не заметно, но играет огромную роль в развитии ребенка. Чтобы процесс обучения шел благополучно, ребенок должен пройти все уровни развития. И самый главный из них - нижний уровень - базовый - на котором закладываются все остальные системы и ощущения. Именно они - фундамент способности ребенка к обучению и развитию. Пока не будет фундамента, не будут заложены сенсорные корни, обучить целенаправленной деятельности (то есть, перейти непосредственно к обучению) очень сложно.

На чем же строится сенсорная интеграция? Вестибулярная система - это ощущения, которые мы получаем при качании, кружении, изменении положения тела в пространстве. Доказано, что умения: видеть строку при письме, чтении, возможность концентрироваться на чтении, объединять буквы в слова - это вестибулярные умения. Нарушения в вестибулярной системе ведут к трудностям в приобретении этих учебных навыков. Проприоцептивные ощущения - это ощущения, которые мы получаем от мышц и движения. Благодаря ее развитию, мы имеем знания о своем теле: например, сколько нужно приложить усилий, чтобы дотянуться до чего-то или куда-то дойти. Тактильная система обеспечивает ребенка ощущениями от прикосновений. Обратная связь, которую он получает от тактильной системы используется для развития представления о собственном теле и для моторного планирования. 

Таким образом, реализуемый нами методический проект поможет (с одной стороны) решить возникшее противоречие: между важностью и значимостью правильного функционирования сенсорной системы для развития ребенка, восприятия им окружающего мира, обучения и адекватного поведения, и тем (с другой стороны), что у детей с РАС имеются нарушения сенсорной интеграции. 

Задачи, которые мы перед собой поставили, должны помочь осуществить цель проекта - создание материальных и методических условий для формирования и развития навыка сенсорного интегрирования у детей с РАС в условиях образовательного процесса.

Результатом достижения поставленной цели является создание полифункциональной мультисенсорной и интерактивной развивающей среды для организации комплексной коррекционной работы по развитию сенсорной интеграции у детей с РАС с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В школе создана специальная развивающая среда «Сенсорная комната» - цель которой - создание материальных и методических условий для коррекции сенсорной системы детей с РАС.

Помимо сенсорной комнаты мы обустроили маленькую сенсорно обедненную комнату, в которой ребенок может побыть один или с педагогом. Возможность выделения такого помещения очень важна для организации обучения детей с РАС в школе, в которой, в целом, очень высокий уровень шума и других сенсорных стимулов. Очень часто возможность выхода в такую комнату помогает избежать неадекватного поведения и аффективных или демонстративных реакций у ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями.

У метода сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС очень много достоинств. Используемые нами в коррекционной работе методы и приемы по развитию сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка с РАС в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом. Еще одним несомненным плюсом является то, что в ходе коррекционной работы возникает продуктивное взаимодействие между ребенком и взрослым, которое также необходимо ребенку для получения социального опыта.

У себя в школе мы прилагаем все усилия для того, чтобы внедрять передовой опыт решения проблем аутизма. Наша миссия - дать возможность каждому ребенку с аутизмом чувствовать себя личностью, уважаемой в собственной стране и в городе.

 

. . . . . . .