Формирование графомоторных навыков у детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Дата публикации: 2021-05-19 14:48:03
Статью разместил(а):
Сунгурова Юлия Михайловна

Формирование графомоторных навыков у детей, воспитывающихся в условиях специализированного дома ребенка.

Автор: Сунгурова Юлия Михайловна

ГКУЗ АО «Северодвинский специализированный дом ребенка для детей с поражением ЦНС, нарушением психики»

 

Аннотация: Проблема развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем в современной коррекционной работе. Необходимым условием для всестороннего развития личности ребенка, для дальнейшего обучения в школе является овладение навыком письма. Как правило, у детей из домов ребёнка выражено эмоционально-социальное недоразвитие уже на первом году жизни. В связи с этим отмечается задержка познавательного и речевого развития. Это и обусловливает актуальность данной статьи.

Ключевые слова: мелкая моторика, развитие речи, графомоторные навыки.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

В трудах отечественных и зарубежных исследователей разрабатывались различные аспекты проблемы формирования графо - моторных навыков (М.М. Безруких, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова, М.Г. Князева, А.Р. Лурия, С.П. Ефимова, О.Б. Иванченко, Т.В. Астахова). В исследованиях О.Б. Иншаковой, Н.Н. Полонской, Т.В. Ахутиной, Т.Г. Визель, А.А. Дмитриева, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоновой и др. рассматривались вопросы формирования графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями. Авторы указывают на трудности формирования данного навыка, анализируют специфику развития моторики и графической деятельности детей. В работах указывается, что трудности формирования обусловлены рядом психофизиологических особенностей.

Однако формированию графомоторных навыков в дошкольном возрасте не всегда выделяется достаточно времени при работе с детьми с речевыми нарушениями, особенно это ярко выраженно у детей, воспитывающихся в доме ребенка.

Учеными доказано, что уровень речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность детского мозга, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов то кончиков пальцев.

Дети, поступающие в дошкольные (коррекционные) детские дома в своём составе представляют достаточно разнообразную (с точки зрения патологии) группу. Специфичны и условия пребывания детей в стенах этого учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.

У этих детей прослеживаются нарушения физического, психического и соматического здоровья, слабо развита память, внимание, мышление, воображение. В детском доме у детей страдает больше всего речевое развитие и связанная с ней коммуникативная функция речи.

Изучив эту проблему, я пришла к выводу, что работа по формированию графомоторных навыков у детей тесно связана с работой по развитию мелкой моторики. Если проводить эту работу поэтапно, соблюдая условия, то в дальнейшем это поможет решить речевые проблемы у детей и подготовить руку ребенка к обучению в школе.

Что такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с  пальчиками.

Ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития (внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти). Движение пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Поэтому работа по формированию графомоторных навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Графомоторные навыки включают в себя:

· формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);

· развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);

· обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

I. Формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода: 

В 5,5 - 6,5 мес. начинает брать предметы, 

В 6,5 - 7,5 мес. вращение кистью с игрушками.

К 11 мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. 

В 1 - 1,5 г. появляются попытки рисовать «как попало».

В 1,5 – 2г. появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия.

В 3 г. появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу).

В 3 - 4 г. режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). 

В 5 - 6 лет появляется способность обводить клетки. 

В 6 - 7 лет – готовность к навыкам письма.

Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1. Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её.

На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря» …

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания.

Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два». Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

2. Развитие динамического праксиса - способность ребенка правильно и быстро изменять положение кисти руки по заданному образцу. На данном этапе детям предлагаются динамические упражнения с включением обеих рук: «Дерево», «Птичка», «Очки», «Флажок», «Лодка –Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик».  

Для формирования ритмической организации движений «Рассказывать руками» стихи, истории. Играть в теневой театр, кукольный театр с использованием перчаток, самодельные куклы).  

3. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук, координация движений …)

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

Продуктивная деятельность детей. 

  • вырезать из бумаги;
  • лепить из пластилина, теста, песка…
  • нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
  • застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
  • собирать мозаики и конструкторы;
  • обводить, рисовать, раскрашивать…;
  • копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

II. Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).

- ориентировка в собственном теле (выделяет и называет правую руку, левую и другие парные части тела);

- ориентировка в окружающем пространстве:

(а) определение “точки стояния”, т.е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т.п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;

  • обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.
  • уточнение пространственного расположения фигур и букв.

III. Формирование зрительно-двигательной координации.  

Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет

  • малыш может держать два предмета в одной руке;
  • держит карандаш в руке и чертит им;
  • умеет переворачивать страницы книг;
  • из кубиков строит башни;
  • складывает пирамидку;

От 2 до 3 лет

  • ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;
  • играет с песком, крупами, тестом и глиной;
  • открывает крышки, откручивает и закручивает;
  • рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;
  • нанизывает бусы;
  • правильно держит карандаш;
  • копирует формы несколькими чертами;
  • строит из кубиков.

 От 3 до 6 лет

  • малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;
  • складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);
  • лепит из пластилина и теста разные фигуры;
  • шнурует ботинки;
  • определяет предметы в мешке на ощупь.

Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее.    

Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения: 

 - Штриховки. На первом уровне сложности предлагаются упражнения, в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу.

- Дорисовки. На втором уровне сложности предлагаются упражнения, в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий. 

 - Рисование. Третий уровень сложности включает в себя упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование «Домик», «Цветок», «Солнышко»,  «Елочка».

 - Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: умения самостоятельно завязывать шнурки, застегиваться, пользоваться столовыми приборами и т.д. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

 

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 116 с.      

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности / Н.А. Бернштейн. - М.: «Наука», 1990. - 496 с.       

3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.       

4. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - СПб.: «Паритет», 2003. - 144 с.      

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.: ил.       

5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Визель. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005 - 127с.       

6. Воробьева Т.А. 50 уроков подготовки руки к письму / Т.А. Воробьева, Т.В. Грузенко. - СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2008.- 80 с.: ил.       

7. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.       

8. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Горбатова. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005 - 24 с.