Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Экономика: почему и как появились деньги

Дата публикации: 2022-02-28 00:59:39
Статью разместил(а):
Лебедева Светлана Леонидовна

Экономика: почему и как появились деньги

Автор: Лебедева Светлана Леонидовна

 

В наши дни каждый ребенок знает, что каждая игрушка, книжка или сладость становятся доступными благодаря металлическому кружку, прямоугольнику цветной бумаги либо прямоугольнику пластика. Деньги настолько прочно обосновались в нашей повседневной жизни, что мы не видим ничего необычного. А между тем это одно из самых замечательных изобретений человечества. Если задуматься, то свойства этих маленьких предметов являются мерилом стоимости всех окружающих нас вещей и обладают способностью «превращаться» в любую из них! Чем же объясняется магическая сила денег? Почему, когда и где они придуманы?

«Главная трудность в анализе денег преодолена, как только понятно их происхождение из товара», писал Карл Маркс. Итак, разберем, что же такое «товар». Этим словом может быть определен любой продукт человеческого труда, предназначенный не для непосредственного использования самим производителем, а для обмена на другие изделия либо для продажи.

Свойства товара, выражающиеся в способности удовлетворять те или иные потребности человека, называются потребительской стоимостью. например, у соли она заключается в приготовлении еды, у одежды – в защите человека от холода, у произведения искусства – в способности удовлетворять эстетические запросы людей. Предмет, не имеющий потребительской стоимости, не может быть товаром: ведь никто не согласиться на приобретение бесполезной вещи.

Таким образом, товар – продукт, который необходим или, по крайней мере, полезен не для одного человека, а для многих людей. Он пользуется спросом и пригоден для обмена. Так, за две пары обуви можно получить костюм, который можно обменять на три шляпы, которые в свою очередь можно поменять на несколько килограммов сахара и так далее.

Количественное соотношение, в котором один товар может быть обменен на другой, выражает его меновую стоимость. Каким же образом определяется эта соизмеримость для сотен и тысяч разнообразных вещей? Как, например, установить стоимостное отношение между костюмом и сахаром, книгой и обувью? Может быть, сравнивая полезность каждой из них? Но ведь они потому и могут быть использованы для обмена, что их потребительская стоимость отличается друг от друга?

Необходимо найти нечто общее, объединяющее огромное разнообразие товарных изделий качественно, но в тоже время разделяющих их количественною Этим общим является человеческий труд. Все без исключения товары – его произведения, различающиеся объемом затраченной на него умственной либо физической энергии. Если один предмет обменивается на десять других, значит на его производство потребовалось в десять раз больше усилий и, значит, он стоит в десять раз дороже.

Древнегреческий географ и историк Страбон (64-63 гг. до н.э. -23-24 гг.н.э.) рассказывает, казалось бы, о невероятном: у одного арабского племени 2 фунта золота считались равноценны 1 фунту серебра, а 10 фунтов – 1 фунту железа! Автору этого сообщения можно поверить: в описываемое время добыча золотого песка требовала от арабского племени незначительных усилий, в то время как добыча серебра была связаны с тяжелыми рудокопными работами. Получение железа в чистом виде предшествовали еще более трудоемкие разработки рудных залежей с последующей очисткой их от различных химических примесей.

Итак, рыночные сделки являются обменом одного товара на другой. Способность вещей материально олицетворять человеческий труд называется стоимостью. Как же определить ее величину в каждом конкретном товаре?

Предположим, вам предлагают приобрести одну из пар обуви, сделанную различными мастерами. Качество кожи, фасон и размер одни и теже, но на изготовление одной было затрачено двадцать часов, а на изготовление другой – 10 часов. Означает ли это, что первая пара будет стоить дороже второй? Очевидно, что уровень мастерства или трудолюбия не одинаковы и поэтому на выполнение одной и той же работы им понадобится разное количество времени.

При оценке продукта не принимается в расчет объем труда каждого отдельного производства.

На ранних этапах развития человеческого общества, когда товарное производство носило случайный характер, определение стоимости немногочисленных предметов, предназначенных для обмена, не представляло особых трудностей. Совершенствование орудий труда и усложнение его привели к расширению ассортимента изделий. Теперь уже каждому товару, брошенному на рынок, противостояли сотни, а затем и тысячи других. В результате обмен принимал самые неожиданные и причудливые формы.

Невозможно дать полный перечень предметам, которые у разных народов служили деньгами. Назовем лишь некоторые из них:

- рыба (Исландия - XV в.); меха (славянские племена, Скандинавия, Западная Европа – раннее средневековье);

- смесь листьев чайного куста и некоторых диких растений, пропитанная телячьей кровью и спрессованная в кирпич, весом до полутора килограммов (Монголия – вплоть до XX в.);

- бесформенные куски минерала нефрита (Китай – по XIX в.);

- жемчужины (Индия – по XX в.);

- коровьи черепа (о. Борнео – по XX в.);

- так называемые «свиные деньги», использованные для покупки свиней и выкупа за невесту - нанизанные на шнур клыки и хвостики свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусы, раковин, перья попугаев (о. Новая Гвинея – вплоть до середины XX века);

- человечьи черепа (Соломоновы острова – до XX в.);

- китовые зубы и тканные мужские пояса (Каролинские острова – вплоть до середины XX века);

- плиточный табак (Мэриленд в Северной Америке – 1723 г.);

- «вампум»- кожаный пояс с нашитыми на него раковинами (Северная Америка – по XIX в.);

- мешочки с бобками какао (Никарагуа – по XIXв.) и т.д.

Как правило, первоначально роль денег на одном и том же рынке играли одновременно несколько товарных видов. Обладая неодинаковыми стоимостями, они выступали как платежные единицы различных достоинств. Такие «денежные системы» присущи наиболее отсталым народам, которые долго пользовались привычными им товарными деньгами с пересчетом курса их обращения на деньги, пришедшие вместе колонизаторами.

Американский этнограф Кэл Мюллер в 1950 гг. поселился среди племени намба (Новые Гебриды). Намбийцы, подчеркивал он, превосходно знакомы с новогебридскими франками и с австралийскими долларами. Однако у них «признается лишь одна валюта – свинья с большими загнутыми клыками (когла поросенку исполняется год, ему выбивают верхние резцы, и тогда нижние клыки вырастают большими и загнутыми). Свиньями платят за все, что в жизни важно».

Чешский исследователь Милослав Стингль рассказывал о бытующих на Соломоновых островах удивительных деньгах. Традиционным центром их изготовления является крошечный (около 100 метров в диаметре) островок Ауки, а сырьем – раковины морских моллюсков. Выпускаются три разновидности «монет», нанизываемых на шнур – черные, белые и красные.

Самые дешевые, разменные деньги – черные. Более дорогая единица – 90-сантиметровый шнур белых кружков – «галиа», соответствующих 25 австралийским центам. Связка из четырех таких шнуров – «фура» – стоит один австралийский доллар. Высший номинал белой «валюты» - десятифуровая связка – «исаглиа» (десять долларов).

Намного дороже красные деньги. Десяток составленных их них шнуров оцениваются в баснословную для местного жителя сумму – пятьдесят долларов. «Я имел возможность убедиться пишет Стингль – что соломонцы, отработавшие на плантациях возвращаясь домой немедленно меняют свою зарплату на раковинные деньги с острова Ауки к которым питают доверие неизмеримо большее чем к долларам и фунтам».

Следует отметить, что отдельные виды раковин морских моллюсков в качестве денег приобрели очень широкое признание. Наиболее популярными из них оказались каури (cyprea moneta), добываемые на отмелях Лаккадивских и Мальдивских островов в Индийском океане.

Как деньги и украшения эти раковины были известны в Индии, Китае, Закавказье, в Восточной, Северной и Западной Европе. Они получили большое распространение на северо-западных территориях Древней Руси и Прибалтики.

Товаром, впервые выступившим в роли универсальных денег, присущих почти всем народам стал… домашний скот. Отзвуки периода господства «мычащих денег» сохранили многие языки, в которых одним и тем же словом определялись такие понятия, как «скот, имущество, богатство, деньги».

У древних греков выражение «у него бык на языке» употреблялось, когда речь шла о человеке, чье молчание было куплено деньгами.

В латыни – языке римлян, насчитывается несколько производных от слова «pecus» (скот) – «pecunia» (имущество, состояние, деньги, монета), «pecuniosus» (богатый, состоятельный человек) и т.д. Слова «капитал, капиталист» происходят от латинского «caput» (голова скота) и в буквальном переводе означают «скот, обладатель скота».

Сходное явление наблюдается в языках германской группы: готском (ska t tus – скот, имущество), англосаксонском (skat – скот, достояние, монета), древнефризком (sket – скот, деньги), немецком (Schatz – скот, сокровище, клад).

В древнерусском, польском, болгарском и других славянских языках слово «скот» вобрало в себя такие понятия, как «домашние животные», «имущество», «подать», «деньги». Русское «добыча» первоначально выступало как многозначительное понятие – «скот», «имущество», «деньги».

Около 1113 г. монах Киево-Печорского монастыря Нестор написал первую на Руси отечественную историю под названием «Повесть временных лет». Говоря о князе Владимире Святославовиче, около 989 года введшем христианство в качестве государственной религии, Нестор, естественно, восхваляет его добродетели. Еще в 986 г., сообщает он, Владимир, призвав к себе нищих, не только кормил и поил их, но и одарял «от скотниц кунами» (т.е. от казны деньгами).

В «Синодальной Кормчей книге (1280-е гг.) содержится осуждение предателей Родины, сотрудничающих с монголо-татарскими поработителями «скотолюбия ради» (т.е. из-за любви к деньгам, корыстолюбия).

Даже в наши дни скот продолжает оставаться незаменимым денежным материалом у некоторых африканских племен. Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников из рода кешерда, рассказывает о них следующее: «Основное богатство – скот, главный подвиг – угон его от соседей. Даже за убийство можно расплатиться коровами. «Диа» - так звучит древнее название цены за кровь: сто коров или семьдесят верблюдиц».

Свято хранится и почитается устный кодекс: один палец стоит пять коров, глаз – пятьдесят, зуб – три коровы».

Скот все же не мог в полной мере удовлетворить все запросы рыночного обращения. Этот вид денег сам требовал затрат на свое содержание, был неудобен для дальних транспортировок, непригоден для мелких, т.е. частых торговых сделок.

Такие сделки рано или поздно превращались в потребительские стоимости под ножом мясника или исчезали в результате естественной смерти.

Совершенствовавшиеся и расширявшиеся экономические связи требовали новых денег, которые обладали бы следующими качествами:

- более или менее высокой и неизменной стоимостью, иными словами, известной трудоемкостью своего производства;

- ограниченной, по сравнению с другими товарами, потребительской стоимостью;

- компактностью, т.е. достаточно значительной стоимостью в малом объеме, и как следствие этого – удобством для дальних перевозок;

- способностью дробиться на мелкие доли и объединяться в любых количествах при полном сохранении своих качеств;

- физической долговечностью.

Всем этим требованиям в превосходной мере отвечают лишь металлы, особенно благородные. Именно поэтому они, в конечном итоге, стали «ведущими» в выполнении роли денег и их олицетворением вообще.

Вначале металлические деньги выступали в виде бесформенных слитков или самых различных изделий. Внешний вид домонетных металлических денег был очень разнообразен. В Древнем Китае – это медные или бронзовые миниатюрные ножи, мотыги, колокольчики, «рубашки», подражания раковинам каури; в Греции – железные прутья; в Африке – наконечники копий или маленькие железные топорики. В средство платежа могли превращаться самые различные предметы.

Распространение и упрочение металлических денег сопровождалось процессом становления следующих их основных функций:

1. Меры стоимости, выражающейся в способности оценивать любой товар.

2. Средства обращения, проявляющегося в роли посредника при обменен одного товара на другой.

3. Средства накопления, т.е. образования денежных запасов, временно не участвующих в обращении.

4. Средства платежа, заключающегося в способности вступать в оборот независимо от обращения товаров (ростовщичество, уплата налогов и т.д.).

5. Мировых денег (свободное обращение денег из благородных металлов за пределами своих национальных границ).

 

. . . . . . .