Использование педагогических технологий в дополнительном образовании

Дата публикации: 2021-11-21 19:18:08
Статью разместил(а):
Валиева Чулпан Рушановна

Использование педагогических технологий в дополнительном образовании 

Автор: Валиева Чулпан Рушановна

МБУ  ДО «ЦДОД «Заречье», г. Казань 

 

Аннотация: В данной статье речь идет о современных педагогических технологиях работы на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей. Раскрываются основные педагогические технологии, которые повышают интерес современных подростков

Ключевые слова: современные технологии, дополнительное образование, обучение.

Тематическая рубрика: общая педагогика.

 

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

А в условиях дополнительного образования детей важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося.

Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.

Каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

А.С. Границкой предложена технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая  рассматривается ею, как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума, таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается.

Проектирование технологии состоит в следующем:

1. Объяснение нового материала.

2. Индивидуальная работа педагога с детьми на занятии (обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению творческих задач).

3. Самостоятельная работа детей, которая предполагает общение.

4. Включенный контроль, взаимоконтроль.

В дополнительном образовании широко используется педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г.К. Селевко и др.), которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

- учение без принуждения;

- право на свою точку зрения;

- право на ошибку;

- успешность;

- мажорность;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

1. Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

2. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

- педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использовать индивидуальный подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Модульное обучение  (П.Ю. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Модуль - это функциональный узел, в качестве которого выступает  программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе  выполнения  деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Цели новых информационных технологий:

1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

2. Подготовка личности «информационного общества».

3. Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

Сейчас в учреждениях дополнительного образования стали доступны ресурсы всемирной информационной сети интернет, уникальная по своим возможностям общения и коммуникаций, по гигантскому объему информации.

Стало ясно, что интернет-технологии - новое направление, которому более нельзя не уделять внимание. И опять встал вопрос о методике, и вновь события развивались по вышеописанному сценарию - учить создавать информацию в Сети пришли профессионалы, и результат был замечательный. Поэтому сегодня интернет-технологии в системе образования представляются в высшей степени интересным и перспективным направлением, и уж никак не менее значимым (и даже более популярным), чем традиционное направление программирования.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия обучающегося и педагога, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

Информатизация образования требует от педагога и обучающихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

1. Знание основных понятий информатики и вычислительной техники.

2. Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники.

3. Знание современных операционных систем и владение их основными командами.

4. Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями.

5. Владение хотя бы одним текстовым редактором.

6. Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования.

7. Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:

1. Необходимо активизировать детей.

2. Вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности.

3. Подвести эту деятельность к творчеству.

4. Предоставить воспитанникам больше самостоятельности.

5. Развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение.

6. Постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Но опыт показывает, что такая творческая задача посильна далеко не каждому по ряду объективных причин, связанных с уровнем профессиональной компетентности, поэтому полезнее и надежнее для будущих результатов задавать педагогам определенную методику (или технологию) относительно целей обучения и воспитания. В связи с этим одной из самых сложных проблем повышения квалификации кадров является обучение педагогов при внедрении современных технологий в образовательный процесс.

Задача педагога – найти такую технологию обучения, которая бы отвечала принципам природосообразности (т.е. в наибольшей степени соответствовала бы естественным механизмам усвоения опыта и знаний обучающимися) и интенсивности (т.е. позволяла бы более быстро и на более высоком уровне решать дидактические задачи).

 

Список литературы: 

1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. - М.: «Свет», 2012.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

3. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов: Изд-во «Учитель», 2017.

4. Конова В.В., Маланчик Г.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. - Красноярск, 2009.