Устная история как метод исторического исследования

Дата публикации: 2021-11-07 02:20:50
Статью разместил(а):
Шледевиц Ирина Геннадьевна

Устная история как метод исторического исследования

Автор: Шледевиц Ирина Геннадьевна 

МБОУ «Соколовская СОШ № 4», с. Соколовка Иланского района Красноярского края

 

Аннотация: в данной статье речь идет об устной истории как о методе исторического исследования, который можно применять в ходе обучения истории.

Ключевые слова: устная история.

Тематическая рубрика: общая педагогика.

 

Устная история - это направление в социальных науках. Она отвечает потребности исследователей перейти от изучения «великих людей и событий» к «истории снизу», подчеркивая тем самым ценность любого человека как субъекта истории. «Без меня народ неполный» - говорил А. Платонов.

Основная задача устной истории как метода исторического исследования: «подслушать то, что изучаемое общество не сумело, или не позаботилось о себе рассказать» (А.Я. Гуревич).

Устная история это переживание прошлого заново. Человек вторично выстраивает реалии прошлого «для себя» и «для другого», по-разному себя идентифицируя. Устную историю можно рассматривать как проекцию биографического метода в истории: изучение истории страны, мира через изучение локальной истории, через мировоззрение её рядовых участников.

Речь идет, прежде всего, о создании и использовании «нового» исторического источника, несправедливо забытого и пренебрегаемого целыми поколениями историков в их работе, как по изучению, так и в написании Истории.

Роль устной истории как метода исторического исследования часто игнорировалась и замалчивалась отечественной историографией. Отсюда и настороженность в непосредственном его применении традиционной наукой.

Через «официальную историю» невозможно передать чувства, мысли, оценки, менталитет общества, общественное сознание. Этот «пробел» «официальной истории» может исправить устная история.

К настоящему моменту устно-исторические школы, исследования и проекты, появляются в разных городах. Например, кафедра отечественной истории Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского Государственного Педагогического Университета уже более 20 лет располагает обширным собранием значимых для науки и общественной жизни исторических источников, выявленных или созданных студентами, аспирантами и преподавателями.

На Алтае работает Татьяна Кирилловна Щеглова на базе Барнаульского Государственного Педагогического Университета, ныне Алтайская Государственная Педагогическая Академия. Исследования там также ведутся порядка 20 лет.

Так же устной историей занимаются и в Иркутске, Ангарске. Если говорить про Красноярск, то инициатором возрождения устной истории является историк, доцент КГПУ Андюсев Борис Ермолаевич.

Как определено во вводной части статьи, проблемы устной истории исследованы мало, а актуальность и степень научной новизны крайне важны для современной науки. Сравнительно немного тех исследователей, кто занимается практической частью устной истории, но еще меньше тех, кто писал и пишет о проблемах методики, кто разрабатывает теоретические основы методологии устно-исторического исследования.

К одной из работ, в которой освещены выше указанные проблемы, относиться исследование Пола Томпсона «Голос прошлого. Устная история». Книга знакомит с возможностями, которые дает метод устной истории, содержит подробное описание методики проведения исследований и интерпретации полученных результатов. В то же время автор показывает значение истории и раскрывает социальную функцию исторической науки, политическую роль деятельности историков.

Среди отечественных исследователей это работы Н.Н. Козловой «Советские люди. Сцены из истории», И. Утехина «Очерки коммунального быта», Т.К. Щегловой «Деревни и крестьянства Алтайского края в ХХ веке».

Исследование Натальи Козловой «Советские люди. Сцены из истории» – результат кропотливых изысканий в собрании «Народного Архива». Из множества дневниковых записей, сделанных вполне заурядными людьми, Н.Н. Козлова выбрала несколько биографий «невеликих чином карьеристов». Из множества писем Наталья Козлова извлекла тьму деталей, которые складываются в мозаику ежедневного существования, повседневности и быта.

В монографии Татьяны Кирилловны Щегловой предпринята попытка соединить конкретно-историческое исследование с проблемами источниковедения. Предпринимаются также попытки исследования индивидуального и массового исторического сознания и менталитета сельского населения, в том числе отношения к власти, государственным деятелям, разрушению церквей, советской аграрной политики. Проводится сравнение оценок «повседневной жизни» в доколхозный и колхозно-совхозный период, а так же оценок исторических событий, явлений, процессов в «истории снизу» с отдельными выводами советской и постсоветской исторической науки.

Так же проблемами устной истории в России занимаются Д.Н. Хубова и М.В. Лоскутова. В 2009 г. В Иркутске была защищена кандидатская диссертация С.А. Ковригиной по проблеме изучения истории повседеневности крестьянства Приангарья в 1945-1953 гг. на материалах устной истории. В Новосибирске, Барнауле, Омске, Томске, Иркутске ряд лет издаются сборники воспоминаний, мемуары видных личностей, сборники с материалами интервью и анкетирования по тематическому и хронологическому принципам.

Актуальность и определенная новизна признают крайне необходимым и значимым нашу работу по разработке и реализации проекта «Устная история: человек в повседневности ХХ века». Результаты выполнения проекта на его первом этапе, стало создание новых источников, анализ и публикация их в целях введения в научный оборот, создание учебной хрестоматии с текстами для работы студентов на практических занятиях. Поэтому проведение полевых исследований стало одновременно условием разработки собственных подходов к решению проблемы исследования истории повседневности на протяжении жизни наших информаторов (Примерные хронологические границы фиксации событий в устных воспоминаниях охватывают период второй половины 1950-х - начала 2000-х годов).

Привлечение информации, почерпнутой из рассказов очевидцев, усиливает актуальность исследования в связи с тем, что на сегодняшний день не существует сколь-нибудь значимых трудов, позволяющих увидеть историю Красноярского края глазами обыкновенных людей. Особенно актуально это в связи с изучением так называемых «эпох» правления тех или иных политических деятелей. Актуальность темы возрастает в связи с тем, что из жизни уходит поколение людей, очевидцев событий данного периода, которые могут передать информацию о жизни и героическом труде наших земляков, а также и о повседневной жизни людей того времени.

Возможности устной истории распространяются на все области исторической науки, хотя и не в одинаковой степени. Они же создают предпосылки для более личной, социально направленной и демократичной истории. Не поддающиеся «классификации» простые люди, вне всякого сомнения, будут и впредь создавать классические образцы устной истории. Предназначение истории не сводится лишь к увековечиванию имен простых людей. Она помогает правильно осознать место и роль всех людей в этом мире. Устная история создает новую основу для свежих, оригинальных исследовательских проектов, осуществляемых не только учеными, но и студентами, школьниками, членами разных сообществ. Устная история возвращает историю людям, и это история, изложенная их собственными словами. Раскрывая прошлое, она помогает им строить будущее по своему усмотрению.

Как и положено, однозначных оценок здесь быть не может. Скорее всего, истина лежит где-то посередине, и просто каждый для себя должен решить, чего было больше: хорошего или плохого.

Основным результатом исследования является активизация работы по устно-историческим исследованиям, и оформление итогов в сборниках и хрестоматиях. А так же безусловно, сохранение и передача следующим поколениям бесценного опыта людей живших в то или иное время, сохранение исторической памяти повседневности, менталитета того времени. А главное – это привлечение школьников к исследованию и изучению истории родного края, понимание событий, анализ и формирования собственного мировоззрения.

Для качественного исследования необходимо определить:

· Объект исследования;

· Предмет исследования;

· Территориальные границы исследования;

· Хронологические рамки исследования;

· Источниковедческую базу;  

· Практическую значимость исследуемой темы; 

· Разработать анкету. 

Для проведения интервью разрабатывается вопросник. Допускается его гибкое использование, то есть не обязательно жестко придерживаться вопросов указанных там, он лишь задавал общее «русло беседы».

На основе изложенных выше материалов нами были разработаны собственные методические рекомендации по проведению устно-исторических исследований. Разработаны они по результатам реализации факультетского проекта «Устная история» силами преподавателей и студентов вуза. А в дальнейшем, уже в процессе школьных проектно-исследовательских работ, разрабатываются с учётом мнения и интересов обучающихся.

Работа велась в нескольких направлениях:

1. Проведение собеседований, интервью.

2. Набор воспоминаний записанных информаторами самостоятельно.

Изначально собранные материалы публиковались в общем сборнике, посвященном историческим исследованиям Сибири. На данный момент выпущен второй том одноименной хрестоматии, которая посвящена устной истории и состоит полностью из материалов, собранных благодаря устной истории. Думаю, что реализация проекта была бы невозможной без тех, кто был готов поделится своими воспоминаниями, а так же привлечь своих знакомых к работе с нами.

Материалы Банка источников могут быть использованы при проведении практических занятий на уроках истории, классных часов разработанный вопросник может применяться учителем для организации внеклассной работы.  

Собранный материал был опубликован в сборнике «Устная история. Человек в повседневности ХХ века» в 2011 году. Материалы, посвящённые 80-летию Красноярского государственного педагогического университета (статьи на основе анкетирования выпускников разных лет КГПУ им. В.П. Астафьева) в 2012 году.

Работа по данному направлению не прекращается, и будет вестись в дальнейшем. При дальнейших исследованиях планируется расширение базы информаторов. А так же анализ воспоминаний.

 

Литература:

1. Пол Томпсон Голос прошлого. Устная история. Пер. с англ. 2003.

2. Утехин И. Очерки коммунального быта. – М.: ОГИ, 2001.

3. Козлова Н. Советские люди. Сцены из истории. – М., 2005.

4. Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке. Устная история: монография. – Барнаул: БГПУ, 2008.

5. Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность. Материалы Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции sib-subethnos.narod.ru. 15 января по 15 мая 2009 года. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2009.

6. Устная история: Человек в повседневности ХХ века. Выпуск 1. Хрестоматия для студентов. РИО КГПУ, 2011.