Особенности педагогической деятельности педагогов ДМШ

Дата публикации: 2021-10-25 13:40:35
Статью разместил(а):
Савельев Андрей Иванович

Особености педагогической деятельности педагогов ДМШ

Автор: Савельев Андрей Иванович

МБУДО «ЧДМШ № 3», г. Чебоксары

 

Аннотация: В статье автор описывает педагогический труд и вклад педагогов детской музыкальной школы. Отмечает успехи преподавателей школы и особенности преподавания игре на шестиструнной гитаре.

Ключевые слова: шестиструнная гитара, внеклассная работа, ДМШ, индивидуальная образовательная траектория.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Каждый ребёнок – это тоже целый мир! Со своим типом характера, темперамента, скоростью восприятия и мышления, строптивостью и покладистостью, музыкальным талантом, и, увы, порой его отсутствием, желанием учиться или снисходительным хождением в школу в ответ на желание его родителей.

Одним из ведущих преподаватель ЧДМШ № 3 г. Чебоксары по классу гитары является Галина Витальевна Егорова, выпускница Казанской государственной консерватории, за многолетний и плодотворный труд, достигнутые успехи в области культуры и искусства в 2004 г. было присвоено ей почетное звание «Заслуженный работник культуры ЧР».

Егорова Г.В. за годы работы внесла огромный вклад в развитие профессионального исполнительского мастерства с детской музыкальной школы №3, повышению ее статуса, а также музыкального образования в республике так как, наряду с несколькими педагогами (Павлова О.В., Носач П.А. и др.), в 1990-х гг. стояла у истоков становления и развития гитарной школы в Чувашии.

Работая в ЧДМШ № 3 в должности заведующего отделением струнной группы они, в своей деятельности всегда оказывала методическую и практическую помощь молодым специалистам школы (Охтеровой О.Е., Апатиной А.И и др.), многие годы совмещала работу с преподаванием по классу гитары в ЧДМШ №5, в ЧГИКиИ. За годы работы написаны программы для шестиструнной гитары для ДМШ, для Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова («Специальный инструмент», «Техническая подготовка», «Чтение с листа»., «Концертмейстерский класс», разработаны за время педагогической деятельности со студентами кафедры «Актерское мастерство» методические программы для обучения игре на шестистунной гитаре.

За годы своей работы Егорова Г.В. принимала активное участие в конкурсах как в республике, так и за ее пределами (Й. Ошкар-Ола, Челябинск, Нижний-Новгород и т.д.)

За годы своей успешной деятельности Егорова Г.В. была награждена по­четными грамотами и благодарностями. (2002 г.  – грамота Министерства культуры РФ, которую подписал М. Швыдкой. Многие ее ученики являются лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов (Смирнов В., Смирнов А., Будкин Е., Алексеев И., Максимов А., Максимов Е. и др., в том числе и студенты ЧГИКиИ (Панов Е., Назаров Д., 2019 г) Выпускник Евгений Будкин, стипендиат федеральной целевой программы «Дети России» за 2001 г, являлся участником программы «Утренняя звезда» на ОРТ, г. Москва (трансляция в декабре 2002 г., в дальнейшем выпускник Нижегородского музыкального училища им. Балакирева, и Санкт- Петербургской консерватории им. Н. Римского-Корсакова.

Егоровой Г.В. создано более 50 различных переложений для гитары, многие выставлены в Всероссийских конкурсах педагогического мастерства «Престиж», где награждены дипломами лауреатов.

В частности, Е. Будкин, проучившись 1 год, в Нижнем-Новгороде, завоевал звание лауреата III степени на «Международном фестивале гитары» на острове Ре (Франция), организатор – французский гитарист Ф. Вилла, где также было исполнено переложение Егоровой Г.В. В январе 2004 г., во время обучения Егоровой Г.В. в г. Санкт-Петербурге в «Международной академии гитары» были созданы многие творческие контакты с известными гитаристами, в, частности, с Ф. Виллой, и воплотилось в реализации проекта: в 2004 г. ЧДМШ №3, при активной поддержке управления культуры администрации г. Чебоксары было организовано двух дневное пребывание Ф. Вилла в рамках концертного тура в ряде городов (Москва, Казань, Чебоксары, Саратов и т.д.).

Преподаватель Егорова Г.В. посвящает свободное время учебно-методической работой, выступает с докладами в семинарах, на конференциях и т.д. В апреле 2021 г. в качестве куратора принимала участие в Республиканском практическом семинаре «Классическая гитара в России». Ее деятельность направлена на концертно-исполнительскую деятельности, часто выступает на различных сценах республики, не теряя своих связей с корнями: в ноябре 2016 г. высту­пила с сольной программой в Мариинско-Посадской ДШИ. В концертах исполняет и собственные переложения для гитары, создает оригинальные музыкальные работы не только для гитары соло, но и для различных форм ансамблевого музицирования, однородных, смешанных с участием духовых, клавишных, вокала и других инструментов. В 2019 г., написав партитуру для «Чувашского симфонического оркестра» под управлением М.Н. Яклашкина, эффективно и успешно соединила оркестровое исполнительство совместно с ансамблем гитар. Егоровой Г.В. подготовлены 2 сборника переложений для шестиструнной гитары («Музыка народов мира» и «Пьесы для квартета гитар», 2004), готовятся к выпуску «Дуэты для гитары» и «Соло для гитары».

В настоящее время педагог активно пропагандирует обучение игре на гитаре детей не только с наиболее одаренными, но и с самыми обычными данными, которые, благодаря творческому применению богатейшего опыта педагогической деятельности, творческих наработок с постоянным обнов­лением багажа знаний в области музыкальной психологии, с применением методов индивидуального подхода к каждому ученику, в сочетании различных форм внеклассной работы, при помощи в организации домашней работы способствуют мотивационной заинтересованности детей к обучению на шестиструнной гитаре. Все дети, с различными музыкальными данными, обучающиеся по различным программам принимают участие во всех формах исполнительской практики: конкурсы, концерты и различные фестивали.

Преподаватель Егорова Г.В. напоминает, что цель обучения в детской музыкальной школе не состоит в том, чтобы обучить детей только музыкальной грамоте, или создать лауреатов всевозможных конкурсов, а гораздо шире и состоит в том, чтобы освоить метод обучения игре на инструменте, а самое главное – научить ученика мыслить, ведь добившись успеха в одном, он с большей вероятность добьется успеха и в другом. Несомненно, целью обучения является сохранение и преумножение традиций гитарного искусства, ее академического статуса и популяризации.

Известный французский музыковед Элен Шарнассе отмечал, что «как и во все критические периоды, уже пройденные гитарой в предшествующие столетия, задача сохранения и утверждения высокого престижа инструмента возлагается на композиторов и исполнителей. В их руках – будущее гитары».

 

Список литературы:

1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

2. Шарнассе, Элен. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней: [Пер. с фр.] / Э. Шарнассе. – М.: Музыка, 1991. – 86 с.