ИКТ в работе социального педагога

Дата публикации: 2021-10-10 07:53:31
Статью разместил(а):
Фоменко Ирина Михайловна

ИКТ в работе социального педагога

Автор: Фоменко Ирина Михайловна

КГБ ПОУ ХКОТСО, г. Хабаровск

 

Аннотация: в этой статье автор пишет о применении информационно-коммуникационных технологий в социально-педагогической деятельности на примере собственного опыта.

Ключевые слова: педагогические технологии, ИКТ.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Одним из направлений работы социального педагога является использование современных инновационных технологий в организации социально-педагогической деятельности.

Любая инновационная деятельность в сфере образования и воспитания определяется специфическими приемами и технологиями, связанными с особенностями работы педагогов, назначением которых является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития обучающихся. А в период разразившейся пандемии использование информационно-коммуникационных технологий стало особенно актуальным и жизненно необходимым.

Я бы хотела поделиться опытом использования в своей работе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Прежде всего, необходимо разобраться с сутью этого понятия.

«Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).

Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Использование ИКТ, на мой взгляд, открывает широкие возможности в практической деятельности социального педагога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

Что касается ИКТ в моей работе, то ни одно мероприятие, ни один классный час практически не обходится без применения ИКТ, так как информация, доведенная до обучающихся в виде презентаций, аудио-, видеороликов имеет более ярко выраженный характер и интересна для обучающихся. Также с помощью ИКТ я для своей работы использую информацию, полученную из интернет-ресурсов, необходимую мне для социально-педагогической деятельности, для самообразования.

Таким образом, применение ИКТ в профессиональной деятельности социального педагога образовательного учреждения имеет ряд преимуществ, а именно:

-  дает возможность применять широкий спектр методов исследований;

- создает качественно новые формы коррекционно-профилактической работы;

- позволяет интегрировать в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, трудных (по разным основаниям) и др.

Использование ИКТ имеет положительные стороны и для самого социального педагога:

- расширенный доступ к научно-методической базе;

- использование в работе накопленного и апробированного педагогического опыта других педагогов;

- возможность самообразования;

- систематизация своего педагогического опыта и т.д.

И в заключение, я бы хотела добавить, что основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. 

С миром компьютеров связаны интересы многих обучающихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации социально-педагогической работы в образовательном учреждении. Так, например, на сайтах сетевых сообществ «Instagram» была создана группа  нашего образовательного учреждения (КГБ ПОУ ХКОТСО), в которой выкладывается информация о событиях, мероприятиях, конкурсах, проводимых в образовательном учреждении. И ребята, прочитав эту информацию, могут оставить отзывы, комментарии и также принять активное участие в этих мероприятиях.

Таким образом, направленность инновационной деятельности социального педагога на воспитанников состоит в стремлении стимулировать их к большой активности, стремление развить творческие способности обучающихся.