Возможности социализации школьников средствами проекта в сфере экологии

Дата публикации: 2021-10-02 13:52:39
Статью разместил(а):
Суворова Галина Михайловна

Возможности социализации школьников средствами проекта в сфере экологии

Авторы: Суворова Галина Михайловна,

Ушкова Нина Васильевна,

Медведева Евгения Александровна

МОУ "Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова", г. Ярославль

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, как сформировать качества личности школьников для успешного социального становления и решения проблем безопасного поведения, участвуя в реализации проекта в сфере экологии.

Ключевые слова: социализация, безопасность, поведение, проект, личность.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

Психолого-педагогическими исследованиями подтверждено, что в современном обществе социализация детей школьного возраста затруднена в связи с не своевременным развитием некоторых качеств личности школьника. Это не позволяет  школьникам  успешно социально адаптироваться, а также решить  проблемы безопасного поведения, как в обществе, так и в природе. Также не хватает школьникам личного социального опыта.

Согласно оценкам экспертов противоэпидемическая изоляция и ограничение контактных видов взаимодействия в 2020 году усугубили имеющиеся проблемы. В исследованиях обнаруживаются все виды самооценок среди школьников: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Также отмечаются  интересы школьников с следующей динамичностью: они недолговечны, ситуативны, поверхностны, а ярко выраженный  познавательный интерес основывается на интуитивном принятии ценности знания. Кроме этого, информированность школьников, участвующих  в интернете, в играх,  не ведет к увеличению словарного запаса.

Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием».

Проектная творческая работа в школьников «разовьёт ценностно-эмоциональное отношение к Миру и к себе как части Мира, формирует нравственно экологические позиции личности. Согласно ФГОС НОО особое внимание придаёт методу проектов школьников, где появляется возможность развития и закрепления познавательных интересов. Одна из задач воспитания – повышение локуса контроля, воспитание волевых качеств личности. Это сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Волевые качества начинают формироваться постепенно по мере социализации ребенка, а ускоряет или замедляет их формирование система воспитания, а позднее – самовоспитание. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. 

Для современного ребенка природа выступает чуждой, неизвестной средой. На психические и личностные изменения современного ребенка, влияет ориентация общества, ограничение детской самостоятельности родителями.  Жизнь детей в мегаполисе сопряжена с огромным риском и страхами родителей за их безопасность. Основная проблема современного школьника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. 

МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» г. Ярославля расположена в живописном сосновом бору, на территории ООПТ, что позволяет школьникам находиться непосредственно в природе во время прогулок, занятий спортом, а также развиваться в эстетическом и экологическом направлении. Обучающие в школе интернатного типа дети получают много социальных защит,  заботы и теплоту воспитателей, кроме основного занятия обучения в основной школе.

Однако вопросы социализации и безопасности школьников остаются не решёнными. Поэтому в 2021 году педагогическим коллективом МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» г. Ярославля было решено разработать и реализовать  новый проект по экологии в дополнительном образовании «Атмосфера экологического взаимодействия» совместно с областной  общественной организацией «Всероссийское общество охраны природы».

Главной целью проекта - это развитие качеств личности школьников для решения их проблем социализации и безопасного поведения. Постановили, что в проект следует ввести активные средства, новые  формы, методы работы со школьниками, которые  развивают не только экологические знания, практическую деятельность, а главное сформируют качества личности школьника, что отразится в социальных действиях и безопасных поступках. Для этого стало необходимым изучить современную  научную литературу по психологии, социологии, педагогике, методике проектирования, чтобы проводить все мероприятия грамотно  с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, содержание проекта должно соответствовать интересам и потребностям школьника, иметь личностную значимость и ценность, тогда проблема социализации и безопасности школьников будет решаться на достаточном уровне.

Вопросы развития познавательных качеств достаточно изучены  в трудах психологов Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, а также педагогов К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Познание как деятельность связана с переходом внутренних действий во внешние действия для  воплощения замыслов в реальности. При важном условии,  если мысль проникает в суть объекта мышления, то наступает понимание, а мотивацией к осуществлению познавательной деятельности становится любознательность.

Опираясь на эти закономерности, для реализации проекта «Атмосфера экологического взаимодействия» были приглашены школьники, которые увлекаются изучением природы, ставят опыты, с начальной школы разрабатывают индивидуальные  мини проекты, но в вопросах социализации и безопасности имеют проблемы. Целевой группой в проекте «Атмосфера экологического взаимодействия» стали школьники, которые объединяются в группы по 5-7 человек. Это способствует развить интерес, накопить научный словарный запас в экологии, сформировать внутренний локус контроля, ответственность, выполнять практические действия в деле охраны природы.

Здесь особенно эффективны беседы, экскурсии, наблюдения, рисунки, практические работы по посадке растений и уходе за  ними. Праздником для активных школьников становится итоговое мероприятие, на котором они защищают работы проведённые самостоятельно в природе.

Работа по проекту «Атмосфера экологического взаимодействия» направлена для социализации детей школьного возраста средствами экологического воспитания, формирования экологической культуры на основе  краеведческой деятельности, приобщение  к традициям, экологии  родного края. Данный проект  реализуется сейчас с помощью методов (словесных, наглядных, практических) и форм работы, которые тесно связаны с особенностями ООПТ в Ярославской области. Изучение памятников природы школьниками при реализации проекта «Атмосфера экологического взаимодействия» направлено на развитие когнитивных, эмоциональных, волевых качеств личности, а также  формирование  «локуса контроля» - внутренней ответственности при социализации детей. По проекту издана памятка «Моя экологическая культура» для изучения основных вопросов законов экологической культуры.

Целью проекта «Атмосфера экологического взаимодействия» является: отбор средств, создание условий для социализации детей школьного возраста посредством методов экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры на основе краеведческой деятельности и приобщение к традициям и экологии родного края (Ярославской области), чтобы снять эмоциональную неуравновешенность, неудовлетворённость в волевой сфере детей. В задачи проекта вошли: развить когнитивную сферу школьников, изучить памятники природы, понятия, закономерности, компоненты экосистемы, основы экологии и  экологической культуры; организовать практическую деятельность – посадку именных деревьев; сформировать навыки охраны природы, чувство ответственности за состояние своего здоровья; провести динамику  развития качеств личности школьников в  социализации и безопасности.

При реализации проекта «Атмосфера экологического взаимодействия» применяется новый способ решения проблемы в познавательной  и коммуникативной сфере с включением в мероприятия органов чувств. С помощью команды проекта, родителей, волонтеров, студентов происходит педагогическое взаимодействие из пяти учреждений Ярославской области. В  методических рекомендациях по проекту «Атмосфера экологического взаимодействия» отразится уровень социализации школьников.

При реализации проекта во время подготовительного этапа проведено рабочее совещание организационного комитета, на котором определены ресурсные возможности, подготовлены вопросы первичного   анкетирования, оформлены странички для СМИ,  в социальных сетях по презентации  проекта.

Следующий этап деятельности связан с проведением мероприятий. Вначале мероприятия проводится  инструктаж по экологической безопасности детей в природе для сохранения здоровья. Вначале мероприятия командой проекта изучены основы экологии, значение памятников природы, ООПТ. Составлен маршрут экскурсии на карте для изучения конкретного  памятника природы, разработаны  на маршруте смотровые точки. Применены следующие методы: беседа, наблюдение, фиксация, зарисовка пути, схемы, запись погоды, времени года, видового разнообразия растений и животных в дневник, определение состояния объектов. Работа в группе: обобщение результата по мероприятию на маршруте.

Далее идёт оформление в альбоме цветными карандашами работы школьников по памятникам природы родного края (рассказ, рисунок, путешествие онлайн, сказка о памятнике природы, новый словарный запас).

В содержание проекта отобраны следующие темы: «Мир вокруг нас» - «Экологический стиль»; «Первое путешествие по экологической тропе  памятника природы»; «Тропою чувств»; Посадка именных деревьев; «Звуки природы», «Второе путешествие по экологической тропе  памятника природы»; «Я – часть природы»; «Третье путешествие по экологической тропе  памятника природы»; Конференция «Время правильно действовать в экологии».

Разработана программа «Экологический стиль», которая содержит темы: 

Беседа 1. Экологическая культура. Вопросы:  что такое экологическая культура? Её составляющие? История экологической культуры.  Значение экологической культуры?

Беседа 2. Памятник природы. Вопросы: Назовите виды особо  охраняемых природных территорий. Памятник природы - это лес? Какие есть памятники природы рядом? 

Беседа 3.Человек – часть природы. Вопросы: Черты строения человека как части природы? Что берёт человек у природы? Сколько берёт человек у природы?

Беседа 4. Как посадить дерево. Вопросы: Готовность дерева к пересадке? Как посадить дерево? Как ухаживать за деревом?

Беседа 5. Природа родного края. Вопросы: В каком природном ландшафте находится Ярославская область? Какие реки, озёра, леса, болота Вы знаете? Как изменяется природа во времени года?

Беседа 6. «Экологический стиль». Вопросы: Что входит в понимание «экологического стиля»? Почему надо выбрать его? В чем преимущество для человека, общества, государства?  

Постепенно комплексное изучение ООПТ Ярославской области (биоразнообразие, охраняемые виды растений и животных, значение ООПТ для человека, соблюдение правил поведения в природе) ведёт к развитию качеств личности детей - формирование «локуса контроля» - внутренней ответственности при социализации школьников.

На заключительном этапе идёт подведение итогов реализации проекта, ожидается, что качественные результаты  динамики личностных характеристик участников  проекта по формированию экологической культуры  изменятся  в положительную сторону. В  офлайн произойдёт вручение сертификатов  и сувениров всем участникам, а также грамот активным  участникам проекта. Так школьники  будут знать: определение и законы «Экологии»; Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к  условиям существования организмов (примеры), взаимосвязи; Влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); «Экологический стиль» - ценность; Способы сохранения окружающей природы;  методы: наблюдение, фиксация результатов в творческих работах.

Школьники будут уметь: выполнять правила экологически целесообразного поведения в природе; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды; осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей среде; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности, а также при оформлении в «Дневнике личностного роста» школьников.

Школьники будут владеть: навыками изучения биоразнообразия родного края; восприятия гармонии природы; навыки заботы о природе – посадка именных деревьев.

Выводы. Реализация проекта «Атмосфера экологического взаимодействия» создаёт дополнительную педагогическую среду для школьников, которая способствует формированию их личностных качеств, социализации и безопасности. Информирование в СМИ, социальных сетях о ходе  реализации  проекта «Атмосфера экологического взаимодействия» организует обратную связь, а также  способствует своевременному распространению опыта.

 

Список литературы: 

1. Матвеева О.Н. - О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20).  

2. Суворова Г.М. Экологические проекты. Экологические истории Ярославии. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. – Ярославль, 2019. — С. 22-31

3. Суворова Г.М., Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — С.236.

4. Философские основания  экологического образования в эпоху нанотехнологий  / Отв. Ред. И.К. Лисеев. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. — 328 с.