Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Организация деятельности образовательного учреждения по первичной педагогической профилактике

Дата публикации: 2021-07-20 11:24:24
Статью разместил(а):
Галимзанова Айгуль Сагатбаевна

Организация деятельности образовательного учреждения по первичной педагогической профилактике

Автор: Галимзанова Айгуль Сагатбаевна

МБОУ «Красноярская СОШ № 1», с. Красный Яр

 

В профилактике выделяют 3 вида:

- первичная;

- вторичная;

- третичная.

В первичной профилактике обозначают профилактику факторов риска среди здорового населения. В случае образовательных учреждении, первичная профилактика направлена на обучающихся.

При наличии факторов риска, развития заболевании – это уже вторичная и третичная профилактика - и им занимаются медицинские учреждения.

Школа же предоставляет удобную возможность охватить первичной профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по выявлению  психологических факторов риска возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся, вовлекая их в правильно организованную  досуговую деятельность и в участие в работе детских и подростковых общественных организаций.

Выявить психологические факторы риска возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение помогают:

- наблюдение за поведением и состоянием обучающихся со стороны  классных руководителей, учителей-предметников;

- диагностика детей, подростков и старшеклассников, к примеру, при помощи следующих инструментов психолога:

- социально-психологическое тестирование (СПТ) с использованием программного комплекса СПТ в режиме on-line;

- информационно-профилактической программы «Сталкер»;

- разнообразные психологические тестовые опросы, анкетирования, беседы-диалоги, а также рисуночные тесты и метафорические карты.

Порой и сами родители и близкое социальное окружение могут наблюдать за поведением и состоянием детей, обратиться в школу к классному руководителю или же к нам, в социально-психолого-педагогическую службу, но должны быть готовы и к тому, что работа начинается с них, а далее параллельно с ними и с детьми.  

После диагностики проводится целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, требующего особого внимания. В работе мы используем программы, в том числе и авторские программы, к примеру, Безруких М.М. и Макеевой А.Г. «Все цвета, кроме чёрного». Для работы с обучающимися оформляются согласия родителей, которые в свою очередь дают при организованной первой встречи с нами.

Немаловажную роль играет оказание помощи родителям в формировании благоприятного климата в семье. Профилактические лектории на классных родительских собраниях, слёты областного антинаркотического десанта, встречи с представителями молодёжных конфессиональных центров информируют родителей о возрастных психологических особенностях ребенка, что необходимо сделать для того, чтобы уберечь ребенка от употребления ПАВ, какие изменения в характере и поведении подростка должны их насторожить, что делать, если есть подозрение, что ребенок курит или пьёт, к примеру, наша современная молодёжь зависима энергетическими напитками, кальянами, используют различные системы нагревания табака. Ранняя первичная профилактика направлена на пропаганду здорового образа жизни и вместо слов «не кури, это плохо», «не пей, это страшно», мы говорим о спорте, увлечениях, хобби, о здоровье. 

И сами взрослые должны быть примером, самим не злоупотреблять ПАВ при детях, особенно, несовершеннолетних. Порой отец десятилетнему несовершеннолетнему сыну говорит: «Не кури, это плохо» и сам может в день курить несколько пачек сигарет, его метод воздействия будет неэффективным, и есть возможность, что сын попробует хоть одну сигарету.  

Задача социально-психолого-педагогической службы совместно с педагогами, родителями, и с такими специалистами, как нарколог, психиатр предупредить и уберечь детей от негативных вовлечении и зависимых поведении, стимулировать активную жизненную позицию.

Известно, что такие зловещие факторы, как элементарная скука, эмоциональное неблагополучие, комплексные проблемы, отсутствие каких-либо интересов, отсутствие мотивации к учебе, к спорту или к другому роду деятельности, уводят детей на улицу, где много свободы и соблазнов. 

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – это правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; вовлечение и участие в работе детских и подростковых общественных организаций.

С 2013 года в школе ведется волонтёрская деятельность. В 2018 году в нашем образовательном учреждении создано первичное отделение РДШ по АО.   

Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. Активистами проводятся множество мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала школьников, популяризацию ЗОЖ. И проведённые мероприятия размещают на страницах Инстаграмма и ВК.

В рамках ЗОЖ проводятся интересные тематические челленджи «Зарядка под защитой», «Скакалка на максималках», Весёлые старты, открытый турнир по волейболу. Проведены «День счастья», «Классная встреча». Каким интересным и полезным был День Здоровья. Прошли такие акции, как  «Чистые берега», «Зелёный патруль», «Эко-дежурный по стране».

В рамках военно-патриотического направления были проведены мероприятия, направленные на формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Акции «Блокадный хлеб», проект «Реальный герой». В преддверии дня Защитника Отечества прошёл ряд мероприятий по военно-патриотическому направлению- Смотр строя и песни, «Зарница».

Ребята принимают участия в школьных, районных и областных соревнованиях и занимают призовые места. Ежегодно активисты ПО РДШ принимают активное участие в слётах. И накануне ребята съездили на очередной слёт ПО, который проходил на территории лагеря «Берёзка». Слёт проходил под девизом «На старт! Внимание! РДШ!».

Мы, взрослые, обращаемся к молодёжи: «Впереди у нас много дел и всевозможных проектов, которые нужно реализовать. Вставай и идем! Займи свое место в будущем России. Здоровье нации в наших руках!». 

Таким образом, организация и проведение первичной профилактики становится приоритетным направлением в деятельности общеобразовательного учреждения; разработки и внедрения комплекса мероприятий для школьников по формированию здорового образа жизни приносят положительные  результаты.    

 

. . . . . . .