Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Организация работы ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Дата публикации: 2021-07-20 10:59:51
Статью разместил(а):
Галимзанова Айгуль Сагатбаевна

Организация работы ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор: Галимзанова Айгуль Сагатбаевна

МБОУ «Красноярская СОШ № 1», с. Красный Яр

 

Аннотация: В статье рассказывается о том как организовать своевременную работу по оказанию помощи в преодолении трудностей в обучении, в коррекции поведении подростку.

Ключевые слова: подростки, группы риска, алгоритм работы с детьми.  

Тематическая рубрика: общая педагогика.  

 

Одним из направлений деятельности школьной социально-психологической службы является первичная профилактика с целью преодоления безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и выявление психологических факторов риска возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение.         

Кто такой «трудный ребёнок»? Это несовершеннолетний, требующий особого внимания, которого относят к «группе риска». Такой ребенок характеризуется тем, что в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах; имеет проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; зависимое поведение; комплексные проблемы.

Проявлением данных факторов может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т.д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

Мне хотелось бы представить алгоритм работы с детьми, требующих особого внимания.  

Организация первичной профилактики начинается с выявления детей группы риска. В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, требующих особого внимания, с целью последующей помощи им.

На 2020-2021 учебный год выявлено:

1. Количество учащихся в МБОУ «Красноярская СОШ №1» - 1044 учащихся.

2. Количество детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях – 165 человек. 103 семьи подтвердили справками.

3. Количество детей, воспитывающихся в многодетных семьях – 272 человек.

4. Количество опекаемых детей – 10 человек.

5. Количество детей- инвалидов – 4 человек.

6. Количество детей с ОВЗ - 12 человек.

7. Количество семей, находящихся в СОП и ТЖС – 7  семей.

8. Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН и учащихся, состоящих на ВШУ – 8 человек.   

Информации на семей, находящихся в СОП и ТЖС, на детей, требующих особого внимания, также могут поступать и из социальных и правоохранительных учреждений.

А также ежегодно на региональном уровне проводится социально-психологическое тестирование (СПТ), направленное на выявление психологических факторов риска возможного вовлечения обучающихся в зависимое поведение с использованием Единой методики социально-психологического тестирования и Программного комплекса СПТ в режиме on-line.

По данным СПТ выявлено следующее:

Респондентов - 253 человек прошли СПТ.

Достоверных ответов составляет 64,82% из числа опрошенных.

Явный риск вовлечения составляет 2,77% из числа опрошенных (это небольшой процент - 7 человек из числа респондентов).

Латентный риск вовлечения выявлено у 14 человек, у которых соотношение критических значении, что выявляет повышенную вероятность вовлечений).

Бывают моменты, что вопросы теста не совсем понятны респондентам и отвечают так, как и понимают, порой очень долго думают, и поэтому имеются и недостоверные результаты. В связи с чем также особого внимания требуют респонденты, отнесенные в группу с недостоверными ответами (резистентность выборки).

Фактор риска среди учащихся 7-9 –х классов составляет 46.5.

Фактор риска среди учащихся 10 11–х классов составляет 44.4.

По полученным результатам обучающиеся, достигшие 15 лет, и родители обучающихся, не достигших возраста 15 лет, могут получить консультации в нашей социально-психолого-педагогической службе.

Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, требующего особого внимания.

При организации и проведении первичной профилактики, вначале в школьную спп-службу поступает

1. Запрос -

► Классный руководитель

► Учитель – предметник

► Администрация школы

► Родители

Далее ведется работа по запросу –2. Диагностика, сбор информации.

► Классный руководитель - (полная характеристика на ребенка: изучение личного дела, сведения о родителях, особенности поведения, интересы, привычки, …., сбор информации от учителей-предметников).

►Социальный педагог – выявляет социальные причины дезадаптации детей группы «риска», изучает социальное окружение ребенка.

► Педагог-психолог – (сбор анамнеза о ребенке и его семье, диагностика личностных особенностей, диагностика особенностей поведения).

Далее проводится 3. Планирование деятельности:

►Совет профилактики (заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и постановка на ВШУ)

►Малый педагогический совет (консилиум) – (приглашение для бесед родителей, заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, предложения  учащимся и их родителям формы дальнейшего обучения ребенка, обращение (в случае необходимости) с административным письмом в ИПДН, в результате совета - составление индивидуального  плана  сопровождения и работы с ребенком)   

Затем 4. Реализация плана сопровождения.

► Педагогический коллектив. Каждый учитель-предметник при работе с ребенком группы «риска» придерживается рекомендаций узких специалистов (из практики работы нашего ОУ- в «группе риска» могут оказаться и дети с ОВЗ и по решению ПМПК данная категория детей обучается по адаптированным программам). 

► Родители выполняют все требования и рекомендации малого педагогического совета (консилиума).

►Социально-психолого-педагогическая служба-проводит с письменного согласия родителей коррекционно-восстановительную работу и коррекционно- развивающую деятельность с детьми и с семьей (индивидуальные занятия по коррекции поведения, учебной мотивации, развитии ВПФ, консультации родителей).  

► Межведомственная коррекционно-реабилитационная работа и профилактическая работа с детьми и семьёй (инспектор ПДН, сектор по работе с семьей Центр социальной поддержки населения Красноярского района).

5. Контроль.

►Совет профилактики (оценка результатов работы по решению проблем, снятие с ВШУ ребёнка и возврат ребёнка в группу «норм»)

►Малый педагогический совет (консилиум) (результат - оценка эффективности проведенных мероприятий).

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – это правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; вовлечение и участие в работе детских и подростковых общественных организаций.

С 2013 года в школе ведется волонтёрская деятельность.

В 2018 году создано первичное отделение РДШ по АО. В состав официально вошли 114 человек, в дальнейшем в перспективе в состав должны войти все участники учебно-воспитательного процесса – и педагоги, и учащиеся. Активистами информационно-медийного направления  в ВК создан сайт о деятельность РДШ КСОШ № 1. 

Направления РДШ:

- гражданская активность,

- личностное развитие

- военно-патриотическое

- информационно-медийное.

В проведении межведомственной коррекционно-реабилитационной работе и профилактической деятельности с детьми наше образовательное учреждение благодарит за активное сотрудничество сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних, представителей религиозных конфессии и сектора по опеки и попечительства. Совместно проводятся тематические встречи с учащимися по духовно-нравственному, правовому просвещению, пропаганде здорового образ жизни, принимают участие на малых педагогических советах и на заседаниях Совета профилактики.     

Таким образом, в образовательном учреждении успешно реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение начального, основного общего и среднего образования, усилено взаимодействие со службами и ведомствами по организации и проведении профилактической работы. 

 

. . . . . . .