Организация эффективной взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации

Дата публикации: 2021-06-28 17:14:23
Статью разместил(а):
Цуврила Анна Фёдоровна

Организация эффективной взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации

Автор: Цуврила Анна Фёдоровна

МБОУ "ООШ № 42", г. Воронеж

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации эффективной взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности в образовательной организации. Автор анализирует взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в образовании. В статье рассмотрены примеры организации внеурочной деятельности в МБОУ "ООШ № 42" города Воронежа.

Ключевые слова: метапредметная деятельность, внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, проектная деятельность, средняя школа.

Тематическая рубрика: общая педагогика.

 

В  соответствии с требованием ФГОС в последнее время в учебных заведениях является эффективной  организация второй половины дня, которая  выделяется на внеурочную деятельность. Основной целью внеурочной деятельности является организация эффективной взаимосвязи учебной и внеурочной деятельности в школе. 

Современная педагогика приблизилась к тому моменту, когда возникает потребность в создании наиболее эффективной формы воспитательной работы и дополнительного образования, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе –  развитие личности каждого учащегося, повышение уровня его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащиеся постоянно стремились к получению новых результатов своей работы.

При написании программы  по внеурочной деятельности учитель ориентироваться на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Ученики должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, выражать собственную точку зрения. А самое главное, что должен предвидеть учитель, планируя внеурочную деятельность – это к какому результату должен прийти ученик. Наиболее эффективной формой организации внеурочной деятельности, которая используется в МБОУ "ООШ № 42" являются: эвристические беседы, конференции, проведение брейн-ринга, научные исследования, и т.п.

Проследить наследие урочной и внеурочной деятельности можно на любом предмете. Например, урок литературы. Одного урока недостаточно чтобы проанализировать, осмыслить, прочитать по ролям, посмотреть фрагменты экранизации художественных произведений. Поэтому после уроков во время внеурочной деятельности, возможно реализовать все виды деятельности и наиболее глубоко изучить художественное произведение.

Урочная и внеурочная деятельность помогают преподавателю максимально вовлечь учащихся в процесс добывания и накопления знаний с опорой на реалии ХХI  века. Примеры могут быть следующие:

1. Киноурок, в который органично вхо­дит «слово учителя», показ видеоматериалов, иногда выступления учащихся, музыкальные иллюстрации и т.п.

2. Выступления учащихся по конкретным периодам творчества, становления писателя в форме презентаций и мини-сообщений. Например: «А. Блок и русские художники», «Толстовство».

3. Заочная экскурсия по местам, с которыми связана память о писателе. Примером может послужить фото-, видеодемонстрация Пушкинских мест при изучении биографии писателя, а именно – южной ссылки поэта. 

4. Экспериментальные уроки, поэтические вечера, литературно-музыкальные композиции, которые помимо усвоения материала нетрадиционными формами обучения, способствуют и развитию творческих данных учащихся. 

Следующим важным звеном освоения художественного произведения является изучение его истории создания в контексте творческой биографии писателя. Важным тут является следующее: проследить путь от авторской мысли, замысла до её художественного воплощения, а на одном уроке невозможно углубится в материал. Воссоздание исторической и психологической ситуации, послужившей поводом к написанию произведения, можно считать одним из приемов анализа художественного текста. При этом в некоторых случаях монтаж документальных материалов может не только предварять анализ, но в какой-то мере заменять его, проясняя смысл и даже оправдывая художественный стиль произведения.

По русскому языку также возможно, выбрав тему, углубится в историю, рассмотреть разные точки зрения трактовок данной темы, изучить тему в игровой форме, а сделать это возможно также на внеурочной деятельности.

Эффективность, результативность внеурочной деятельности определяется индивидуальными достижениями каждого ученика в избранном виде деятельности. Результат фиксируется в портфолио, который отражает уровень усвоения программы, особенности развития познавательных процессов, мотивации, участии в конкурсах, ценностных ориентиров, что является согласно требованиям ФГОС. В конце года на совещании методического объединения присуждается диплом наиболее активному ученику.

Также классные руководители проводят мониторинг среди родителей и учеников, для того чтобы выявить как положительные, так и отрицательные моментов внеурочной деятельности. Поэтому очень важно при составлении программ внеурочной деятельности учитываются все принципы организации дополнительного образования:  

1. Соответствие возрастным особенностям учащихся.

2. Преемственность с современными технологиями учебной деятельности.

3. Свобода выбора на основе личных интересов, предпочтений учащегося.

4. Опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности.

5. Опора на мониторинг и  предпочтений родителей.

В 2019-2020 учебном году была организована внеурочная деятельность в 9 классе в МБОУ "ООШ № 42" "Живое слово". Программа реализовала общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 9 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Целью данной внеурочной деятельности являлось раскрытие новых способностей, обучающихся в области творчества, поэтому я свою работу осуществляла, использовав разные инновационные методы и приемы, а также формы.

Результатом внеурочной деятельности «Живое слово», было написание проектной деятельности по русскому языку и литературе. Учащиеся 9 класса выбрали следующие темы для написания проектов:

1. Аббревиатуры в названиях.

2. Влияние интернет–сленга на речевую культуру подростков.

3. Влияние СМИ на речь современного школьника.

4. Использование старославянизмов в произведениях А.С. Пушкина.

5. Лексикон учащихся 9-х классов моей школы.

6. Прошлое, настоящее и будущее писем.

7. Цветовая символика в произведениях русских писателей.

8. Употребление молодежного сленга в речи моих одноклассников.

9. Употребление этикетных форм речи в общении. 

10. Как описывают русские писатели русские города (на примере трех произведений).

11. Образ матери в русской литературе.

12. Сравнительный анализ пословиц и поговорок на русском, английском и азербайджанском языках. 

Получились очень интересные работы, учащиеся применили полученные знания на практике. Проектная деятельность как форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации,  эффективности учебной деятельности.

В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся, овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получают возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность, боязнь публичных выступлений, заложение основ научной деятельности, умение искать необходимый материал, командная работа. 

Система оценки проектной деятельности:

- Присуждение мест (Ӏ, ӀӀ, ӀӀӀ).

- Номинации: лучшее исследование, лучшая презентация.

- Лучшие работы были отправлены на Всероссийский конкурс «Внеурочной деятельности», а также опубликованы на сайте школы.

Результаты Всероссийского конкурса «Внеурочной деятельности» следующие: 7 учащихся получили диплом 1 степени, 3 учащихся получили диплом 2 степени, 1 учащийся диплом 3 степени.

Таким образом, урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе взаимосвязаны. Данная взаимосвязь педагога и учащихся позволяет успешно интегрировать различные виды и формы педагогического процесса. 

 

Литература:

1. Казаренков В «Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников.

2. Кристинина Е.И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе// Педагогическое мастерство: материалы 6 Международной научной конференции. (г.Москва, июнь 2015 г.) – М.:Буки-Веди, 2015.-с.100-102-BRL.