Музыкальная культура - явление социальное

Дата публикации: 2021-03-02 17:26:38
Статью разместил(а):
Володин Сергей Евгеньевич

Музыкальная культура - явление социальное

Автор: Володин Сергей Евгеньевич

МБОУ "Мечетинская СОШ Зерноградского района", Ростовская область

 

Аннотация: Музыкальная культура сегодняшнего дня - это несколько разновидностей музыки, обладающих собственной значимостью и кругом любителей в нашем обществе.

Ключевые слова: музыкальная культура, джаз, рок-музыка, эстрадная музыка, фольклорная музыка.

Тематическая рубрика: Общая педагогика.

 

Если музыкальное искусство – это совокупность произведений, обладающих непреходящей художественной ценностью, то музыкальная культура – явление более широкое и многогранное, - это вся система государственных институтов, обеспечивающих обмен и потребление музыки (от наук о музыке до заставок к телепередачам).

Помимо художественных, в музыкальной культуре работают и другие ценностные критерии: воспитательные, образовательные, развлекательные. Выполняя прикладные задачи в жизни человека, не все явления музыкальной культуры могут быть искусством. Л.Н. Береза выделяет в музыкальной культуре сегодняшнего дня несколько разновидностей музыки, обладающих собственной значимостью и кругом любителей в нашем обществе. Перечислю эти разновидности и дам им краткую характеристику:

•        фольклорная музыка;

•        религиозная (культовая) музыка;

•        камерная музыка;

•        городская бытовая музыка;

•        концертно-академическая музыка;

•        джаз;

•        рок-музыка;

•        эстрадная музыка.

Фольклорная музыка – народное музыкальное искусство – возникла в глубокой древности. Архаические пласты фольклора складывались в крестьянской общине. В народных песнях нашли свое отражение все стороны жизни земледельца-труженика: и события природного цикла, обусловливающие крестьянские заботы, рождение, свадьба, смерть человека, и события социально-исторического плана – повествования о «днях минувших», войне, солдатской службе. В песнях, былинах, причитаниях, танцах, в бытовых обрядах на первый план выдвигались чувства и мысли коллектива, а личное – затушевывалось. В настоящее время сохранение фольклорных традиций в музыкальном образовании и исполнительстве остается важной задачей.

Культовая музыка в период средневековья была художественной альтернативу фольклорному искусству. Песнопения католической и православной церкви, приуроченные к церковному календарю, прочно входили в быт людей. В отличие от фольклора, в культовой музыке на первый план ставились образы нравственного начала, созерцательности, умиротворенности.

К XVII веку культовая музыка утрачивает лидирующее положение в музыкальной жизни общества, и на первый план выходит светское музыкальное искусство, оставляя церковной музыке прикладное, обиходное значение. Однако сегодня, с введением в школу предмета «Основы православной культуры», духовная музыка становится предметом изучения, исполняется и слушается как на уроках музыки, так и во внеклассных мероприятиях, посвященных Рождеству, Святкам, Пасхе, Троице.

Самые ранние сведения о зарождении новой разновидности музыки – светской по содержанию, относятся к XI веку. Эта музыка исполнялась в замках королей и крупных феодалов. Отсюда и ее название – камерная музыка (от ит. комната, палата). Первыми ее представителями были трубадуры и труверы во Франции, а с конца XIII – в XIV веке миннезингеры в Германии. Они одновременно соединяли в себе дарование поэтов, композиторов и исполнителей. Крупные вельможи часто устраивали специальные музыкально-поэтические турниры, на которых соревновались представители рыцарского сословия .

Параллельно с камерной музыкой возникла «низовая» разновидность – городская бытовая музыка. В среде ремесленников, купцов, средневекового студенчества и другого простого городского населения получили распространение разнообразнейшие жанры вокальной и инструментальной музыки, несложные по композиции и выразительным средствам. Их носителями были как любители, так и «профессионалы» – многочисленные жонглеры, шпильманы, менестрели, ваганты. Эта разновидность музыки с момента своего возникновения была связана с фольклорным искусством.

Для европейской музыки – камерной и концертно-академической – интонации города часто служили толчком к новациям, развитию; их проникновение в творчество композиторов-профессионалов являлось залогом популярности в самой широкой массовой аудитории. Примером может служить жанр романса, который из городской бытовой музыки перешел в камерную и концертно-академическую разновидности. В XIX веке в творчестве композиторов-романтиков поэтизировались семейный, домашний музыкальный быт, повседневные, естественные чувства простых людей.

Современному человеку тексты городских бытовых романсов XIX-XX веков могут показаться сентиментальными, мелодраматичными, грешащими против хорошего вкуса. Действительно, в своей массе городское население не обладало высокой культурой, но оно стремилось к ней, его идеалами в музыкальной культуре были камерная и концертная музыка. Именно этим обстоятельством объясняется широчайшая популярность произведений композиторов-классиков в XIX-XX веке в массовой аудитории.

В XXI столетии бытовое любительское исполнение музыки резко пошло на спад. Исчезли любительские хоровые коллективы, игра на инструментах и пение в семейном кругу стали исключением. Главным  в смотрах, конкурсах, фестивалях становится соревнование и получение призовых мест. В целом, только творчество самодеятельных авторов-исполнителей (бардов) – Б. Окуджавы, Ю. Визбора – представляет собой разновидность городской бытовой музыки.

С бурным развитием инструментальной оркестровой музыки и оперного театра появляются музыканты-виртуозы. Рождается новая форма исполнительства – публичный концерт. И хотя первые публичные концерты известны с XVI века, произведения, предназначенные для звучания в специальных помещениях, рассчитанные на широкую публику, появляются лишь в XVII столетии.

Появление исполнителей такого класса, композиторов, способных создать произведения крупной формы, слушателей, способных воспринимать сложные образы концертно-академической музыки, связано с развитием музыкального образования. Слово "Академия" происходит от одноименного имени мифического героя в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в 4  в. до н. э. Платон читал лекции своим ученикам. В XVI-XVII вв. Академии получили в Италии широкое распространение (насчитывалось более 1000 Академий) и, по свидетельству современников, интерес к ним доходил до "неистовой страсти". Учёные диспуты, концерты, музыкальные и поэтические соревнования являлись основой их деятельности

Понятие "академический" может считаться синонимом выражений "образцовая музыка", "серьезная музыка", "классическая музыка". Академическую разновидность музыки отличает не только сложный характер образов, но и сложнейшая система средств музыкальной выразительности, для понимания которой необходима подготовка профессиональных исполнителей, так и слушателей разного возраста.

В современной музыкальной культуре академическая разновидность утрачивает свои лидирующие позиции. Главная причина в том, что, во-первых, резко упала общая музыкальная культура общества, во-вторых, снизился социальный престиж музыкального образования среди широких слоев населения. В результате, считают В.М. Бескоровайная, М.П. Павлович, основными слушателями академической музыки сегодня являются музыканты-профессионалы и представители творческой интеллигенции. Массовой аудитории академическая музыка, в основном, недоступна.

Джаз, возникший на рубеже  XIX-XX вв., дал толчок к возникновению  и развитию как академической, так и популярной музыке. Композиторы К. Дебюсси, М. Равель, Д. Гершвин, И. Стравинский и другие стали использовать в своем творчестве элементы джазовой музыки .

В середине прошлого столетия в англоязычных странах появилась рок-музыка, обусловленная возникновением так называемой "молодежной музыкальной культуры". Достаточно быстро сформировались черты определенного молодёжного стиля включающего танцы, пластику движений, причёски, элементы одежды. Вхождение в мир этой музыки начало происходить под влиянием средств массовых коммуникаций, которые уже тогда разрабатывали свои методы и приёмы наиболее удачного преподнесения новых явлений. Часть таких ориентиров задавали "Битлз", подняв молодёжную музыку до уровня высокого искусства. По примеру этого ансамбля возникли рок-группы по всему миру, в том числе и в России («Машина времени», «Аквариум»).

Рок-музыка – направление в американской и европейской популярной музыке, появившееся в 1950-х гг. Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 60-х гг., благодаря главным образом рок-группе из Великобритании – "Битлз". Усвоение рок-музыкантами этой группы композиционных и ладогармонических особенностей блюза сыграло решающую роль в формировании стиля рок-музыки. Ее существенными чертами являются особая ритмическая пульсация в басу (бит), использование преимущественно электромузыкального инструментария, обусловливающего повышенный динамичный тонус музыки, превалирование ритмического и гармонического начал над мелодическим. С середины 60-х гг. в поп-музыке обрели большое значение сложные виды электроакустических эффектов, наложений звучания, монтажа разных звучаний.

Распространенным явлением популярной, в том числе и рок-музыки, музыки второй половины XX в. стало явление китча. Понятие «китч» (нем. хлам, мусор) – дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В 1960-1980-е годы предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры .

В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса (особенно телевидения), рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. Сейчас она представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями в различных странах.

Эстрадной музыкой (франц. – помост) обычно называется развлекательная песенная и инструментальная музыка, исполняющаяся на концертной эстраде. Так, в "Энциклопедии для юных музыкантов"  указывается, что к эстрадному виду относится танцевальная музыка, различные песни, произведения для эстрадно-симфонических оркестров и вокально-инструментальных ансамблей. В то же время, эстрадная музыка не всегда является массовой, т.е. доступной для массового исполнения.

Эстрадная музыка имеет свои характерные жанры и формы, условия бытования и восприятия, механизмы коммуникации, множественность направлений и национально-стилевых проявлений. В отечественной культуре долгое время место эстрадной музыки занимала "советская массовая песня", затем появился эстрадный шлягер, музыка ВИА. Во второй половине XX в., времени наиболее бурного развития  развлекательной эстрадной музыки, ее характерным явлением становится поп-музыка (сокращение от слова «популярная»). К ней относят музыку, не попадающую под категорию академической, народной и джазовой. Начиная с 90х годов, благодаря телевидению, затем интернету, появляется много молодых артистов, певцов, быстро получивших титул "звёзд", отчасти благодаря появлению большего количества музыкальных клипов.

В настоящее время рок-музыка включена в мощный механизм шоу– бизнеса, так же, как и эстрада. Однако откровенная ориентация на развлекательность способствовала тому, что и рок-музыка, эстрада приобрела ранг "искусства второго сорта". Тесно связанная с повседневностью эстрада перестала испытывать на себе последствия политических и культурных изменений в жизни страны. Технически оснащённые звуковой и световой аппаратурой, требующие больших финансовых вложений программы по типу западных шоу практически вытеснили традиционные эстрадные номера, где артист без помощи каких-либо вспомогательных средств завоевывал популярность благодаря своим личностным качествам, таланту и мастерству.

Таким образом, сфера шоу–бизнеса со всеми её достоинствами и недостатками: свободным рынком, жесткой конкуренцией, борьбой разных групп и исполнителей, поставляет на музыкальный рынок продукцию разного качества и сорта, которую "потребляет" наша молодежь,  из которой складывается молодежная музыкальная культура.

 

Список литературы:

1. Баталина-Корнева Е. История джаза, рок- и поп-музыки. Программа факультативного курса // Искусство в школе. 2008. №№ 2-4.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

3. Искусство и массы в современном буржуазном обществе. М.: Просвещение, 2009.

4. Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. М.: Музыка, 2002.

5. Костюк Е.Б. Популярные направления и жанры XX в.: джаз, мюзикл,  рок-музыка, рок-опера. СПб.: Музыка, 2008.