К вопросу об управлении повышением квалификации педагогических работников
К вопросу об управлении повышением квалификации педагогических работников
Автор: Куравина Екатерина Юрьевна
МАОУ “СОШ № 137 г. Челябинска”, г. Челябинск, Россия
Аннотация: В этой статье автор описывает систему управления повышением квалификации педагогических работников. Автором предлагается субъектно-объектная и уровневая система управления.
Ключевые слова: педагоги, модель управления; качество управления повышением квалификации.
Тематическая рубрика: Общая педагогика.
В условиях быстро изменяющегося мира чрезвычайно важной становится проблема повышения квалификации педагогических работников общеобразовательной школы. В связи с этим мною предлагается модель управления системой повышения квалификации МАОУ «СОШ № 137 г. Челябинска».
Предлагаемая система опирается на два основания: объекты управления и субъекты управления.
Объектами управления являются педагогический совет, предметные кафедры, методические объединения, научно-педагогические лаборатории, методический семинар, научно-практическая конференция.
Управление объектами системы повышения квалификации осуществляется посредством следующих функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
Педагогический совет реализует функции планирования, мотивации и контроля через комплексный анализ, сбор и обобщение информации, поощрение педагогических работников и оценку результатов деятельности учителей.
Предметные кафедры реализуют функции планирования, организации, мотивации и контроля. В рамках деятельности предметной кафедры планируется и координируется деятельность членов кафедры по повышению квалификации, отслеживаются результаты индивидуальной работы педагога, оценивается качество предложенных учебно-методических материалов.
Научно-педагогическая лаборатория выполняет функции планирования и организации.
Методический семинар «Субботние встречи» реализует функции организации, мотивации.
Научно-практическая конференция осуществляет функции мотивации и контроля.
Управление системой повышения квалификации педагогических работников общеобразовательной организации представлена следующими субъектами: директор школы, заместитель директора, руководитель научно-педагогической лабораторией, научный консультант, заведующий кафедрой, учитель. Управление системой в целом реализуется через функции, представленные функциональными обязанностями субъектов управления.
Директор (стратегический уровень управления):
‒ выполняет функцию стратегического планирования;
‒ обеспечивает деятельность всех структур системы повышения квалификации;
‒ организует деятельность рабочих групп по разработке отдельных направлений повышения квалификации в единой системе профессионального развития кадров;
‒ содействует эффективному функционированию научно-педагогических лабораторий, предметных кафедр;
‒ создает условия для индивидуального роста педагога;
‒ обеспечивает финансово-экономическую составляющую системы повышения квалификации кадров.
Заместитель директора (тактический уровень):
‒ координирует работу всех структурных элементов системы повышения квалификации педагогических кадров;
‒ осуществляет промежуточный контроль деятельности объектов управления системой повышения квалификации;
‒ выполняет своевременную корректировку деятельности элементов системы;
‒ реализует непосредственное руководство деятельностью заведующих кафедрами, руководителей научно-педагогических лабораторий;
‒ обеспечивает непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и их своевременную аттестацию.
Заведующий кафедрой (технологический уровень):
‒ выполняет функции планирования работы кафедры;
‒ осуществляет своевременную корректировку планов;
‒ контролирует выполнение плана работы и деятельности педагогических работников по основным направлениям: учебно-воспитательная деятельность и повышение квалификации;
‒ принимает непосредственное участие в работе методического семинара, руководит одной из научно-педагогических лабораторий;
‒ представляет результаты работы кафедры на педагогическом совете;
‒ осуществляет мониторинг результативности работы по повышению квалификации педагогического персонала;
‒ представляет материалы для поощрения учителей.
Учитель (уровень управления саморазвитием):
‒ выполняет планирование своей деятельности по повышению своего педагогического мастерства, участвует в работе кафедр, научно-педагогических лабораторий, выполняет функции самоконтроля самоорганизации, самомотивации, самоконтроля.
Модель управления качеством повышения квалификации педагогических работников можно представить следующим образом:
Директор (стратегический уровень)
Заместитель по учебной работе
Заместитель по научно-методической работе и информатизации
Заместитель по воспитательной работе (тактический уровень)
Заместитель по безопасности
Главный бухгалтер
Заместитель по АХЧ
Научный консультант (уровень сопровождения)
Заведующие кафедрами (технологический уровень)
Педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь (сопровождение)
Педагогические работники (уровень самоуправления)
Особую роль в системе повышения квалификации педагогических работников играют следующие субъекты управления: заместитель по безопасности, заместитель по АХЧ, главный бухгалтер, научный консультант, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, социальный педагог. Они осуществляют сопровождение деятельности системы повышения квалификации в соответствии с их функциональными обязанностями.
Мною определены основные этапы внедрения модели повышения квалификации в практику деятельности школы.
1. Организационно-подготовительный. На этом этапе изучается состояние системы повышения квалификации образовательной организации, анализируется кадровый состав, рассматриваются возможности материально-технической базы школы для организации системы повышения квалификации. Изучаются интересы, потребности и затруднения педагогического коллектива, определяется круг специалистов, ученых, организаций-партнеров, которые могут быть привлечены к осуществлению деятельности по повышению квалификации педагогических работников. Составляется план работы отдельных структур системы повышения квалификации.
2. Содержательно-деятельностный. На данном этапе осуществляется работа всех структур системы повышения квалификации, проводятся занятия научно-педагогических лабораторий, методического семинара «Субботние встречи», происходит обобщение опыта учителей, представляются результаты индивидуальной работы педагогов над методическими темами, проводится научно-практическая конференция, где представляется наиболее интересный материал с результатами деятельности педагогов, определяется содержание сборника методических материалов.
3. Контрольно-аналитический этап. Рассматриваются промежуточные результаты внедрения системы повышения квалификации, вносятся коррективы в планы работы отдельных подразделений системы повышения квалификации, проводится опрос педагогов с целью выявления удовлетворенности системой повышения квалификации.
Предлагаемая модель внедрена в практику средней общеобразовательной школы и показала свою результативность.
Список литературы:
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление – М.: Политиздат, 1981. 432 с.
2. Кеспиков В.Н. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения / В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов. – Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. 251 c.
3. Конаржевский Ю.А. Проблемы внутришкольного управления. – Челябинск, 1989. 151 с.
4. Куравин Ф.В. Педагогические основы управления школой-комплексом самоопределения личности: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 1997.
5. Резанович И.В. Концептуализация педагогического опыта в процессе внутриорганизационного повышения квалификации / И. В. Резанович, Г. А. Шкерина // Вестник Томского гос. педагогического университета. – 2010. – № 4.
6. Штофф В.А. Роль моделей в познании. – Л.: изд. ГТУ, 1963.