Развитие художественно-творческих способностей обучающихся в музыкальной школе

Дата публикации: 2021-02-05 13:53:28
Статью разместил(а):
Суханов Иван Владимирович

Развитие художественно-творческих способностей обучающихся в музыкальной школе

Автор: Суханов Иван Владимирович

МОУ ДО ЦРТДЮ «Ровесник», г. Истра

 

Творчество в музыкальном искусстве — определяющее начало. Творческое развитие обучающегося музыканта подразумевает техническое совершенствование и глубину художественно-творческого воплощения музыкального образа. Значимость заявленной проблематики определяется тем, что развитие художественно-творческих способностей помогает совершенствовать исполнительскую технику, интеллект и артистизм. В музыкальном образовании существуют противоречия между образовательным Госстандартом, регламентирующим в достаточной степени художественно-педагогический процесс, и необходимостью творческого развития обучающихся музыкантов; между потребностью общества в творчески мыслящих музыкантах-исполнителях с широкими художественно-эстетическими возможностями (которые позволяют им самовыражаться и самореализовываться) и недостатком профессионального уровня преподавания в музыкальных школах.

Музыкально-творческое начало присутствует в процессах, связанных с исполнительством, обработкой, аранжировкой, вариативностью, интерпретацией, импровизацией, композицией. Музыкальной педагогикой разработаны различные образовательные технологии, полные, глубокие по содержанию и игровые по форме, направленные на решение этой важнейшей задачи в области общего образования и, в частности, музыкального образования подрастающего поколения.

В мировой педагогической практике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Формирование ценностных ориентаций детей учёные предлагают осуществлять во время проведения уроков — музыкальных путешествий, музыкальных сказок, уроков-драматизаций (термин Н. А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность учащихся музыкальных школ. Такое обучение детей на данных уроках находит воплощение в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, в драматизации,  импровизации на заданную тему, в сочинении песен и стихотворений.

Сейчас в России набирает оборот процесс реформирования музыкального образования, идёт становление новой образовательной системы с существенными изменениями в педагогической теории и практике. Они характеризуются переходом от жёстко регламентированных форм обучения и воспитания к более мягкому личностно-ориентированному образованию, от иногда авторитарной педагогики к либерально-толерантной, демократической, признающей каждого ребёнка личностью с его правами на свободу, счастье, проявление и развитие всех способностей. Самореализация детей рассматривается как путь к радости творчества.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило выбор проблемы нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема разработки дидактической модели развития художественно-творческих способностей учащихся в классе балалайки. В практическом плане — это проблема разработки и реализации программы по развитию художественно-творческих способностей учащихся в классе балалайки.

Объект исследования — художественно-педагогический процесс в классе музыкантов-инструменталистов.

Предмет исследования — развитие художественно-творческих способностей учащихся-балалаечников.  

Цель исследования — теоретико-методическое обоснование развития художественно-творческих способностей учащихся в классе балалайки.

Задачи исследования:

1. Определить структуру и содержание художественно-творческих способностей учащихся-балалаечников.

2. Разработать индивидуально-творческий подход в русле развития художественно-творческих способностей учащихся-балалаечников.

3. Разработать авторскую программу, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся-балалаечников.

4. Провести работу по реализации авторской программы и оценить её результаты.

В связи определившимися объектом и предметом выдвигается следующая гипотеза: художественно-творческие способности обучающихся балалаечников будут эффективно развиваться, если: опираясь на глубокий теоретико-методический анализ, педагоги класса балалайки будут выявлять сущность и содержание этих способностей; основу их учебно-воспитательного процесса составит образовательная модель, предусматривающая принцип природосообразности; реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса; разработана и внедрена специальная методика, направленная на развитие художественно-творческих способностей детей, предусматривающая использование уроков-драматизаций, уроков-концертов, уроков-дискуссий и другие подобные формы. 

Художественно-творческие способности: структура и содержание

Сущность и содержание процесса развития художественно-творческих способностей балалаечников

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Они представляют собой:

1) Способность образного видения предметов, событий и явлений окружающего мира (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, черты, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), выделяя их самые главные признаки (важный гусь, сердитый котёнок, могучая сосна и т. п.). Нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира — высший уровень развития этой способности.

2) Способность создавать разнообразные по содержанию и форме оригинальные замыслы, используя и активно перерабатывая личный опыт.

3) Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4) Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

В музыке художественно-творческие способности проявляются в техническом воплощении и образном переживании.

Потребность в художественно-эстетической деятельности — это высшая форма эстетического отношения учащихся к искусству и окружающей действительности. Она представляет собой единство природных задатков и их художественно-творческую направленность. В результате у детей возникает эстетическое отношение к самому себе, к своему поведению, труду, природе, к своей творческой деятельности.

Основой художественно-творческих способностей являются общие творческие способности. Они формируются в единстве с другими способностями. Составляющие их психические свойства и качества — повышенная восприимчивость, образное видение, развитое творческое мышление, ассоциативное богатство и сочетание чувственности и интеллекта — обеспечивают их обладателю успех во всех видах творческой деятельности, завершающейся созданием произведения искусства. Способности не являются только врождёнными свойствами личности. о определению Б.М. Теплова в их основе лежат задатки — анатомо-физиологические особенности организма, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности. В отличие от взрослых дети не способны обдумать предстоящую работу во всех деталях. Они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача учителя — целенаправленно развивать творческие способности ребёнка, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения. Человека считают способным, если он быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко приобретает соответствующие умения и навыки и добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень. Способности не могут возникнуть и проявиться вне конкретной деятельности.

Музыкальные способности — это личные психологические свойства человека, обуславливающие его восприятие, исполнение,  создание музыки. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. К элементарным музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувство ритма, музыкальная память, воображение, музыкальная чуткость и эмоциональность. К более сложным музыкальным способностям относятся: чувство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость. Общие музыкальные способности — это личные волевые свойства человека, которые обеспечивают относительную лёгкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении музыкальной деятельности (трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, внимательность, сообразительность, умение поддерживать произвольную память, упорство в преодолении трудностей). Специальные музыкальные способности — это такие свойства личности, которые помогают достигнуть высоких результатов.

Музыкально-творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью человека в области музыки. Творчество на уроках музыки тесно связано со всеми видами музыкальной деятельности, в частности с восприятием. П. М. Якобсон, изучая проблему восприятия, выделил три стадии, наиболее характерные для формирования слушательской культуры школьников. Взаимосвязанные музыкальные способности формируются лишь в музыкальной деятельности, причём все элементы музыкальных способностей связаны с определённой стороной музыкальной деятельности и не могут существовать сами по себе. Развиваясь в процессе деятельности, специальные музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Сочетание способностей, обуславливающих успех в какой-либо деятельности (и в музыкальной в частности) называется одарённостью, или талантом.

Совокупность всех музыкальных способностей иногда называют музыкальностью. По определению Б.М. Теплова, музыкальность — это комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду «количественный аспект». Понятие «музыкальность» отражает «качественный аспект» психологического взаимодействия человека и музыки. Центром музыкальности каждого человека (по Теплову) являются три музыкальных способности:

1. Музыкальный слух (звуковысотность и чувство лада);

2. Музыкально-ритмическое чувство;

3. Способность к музыкально-слуховым представлениям.

Ладовое чувство проявляется в эмоциональном восприятии и точном узнавании мелодии. Одним из его показателей у ребёнка является любовь и интерес к музыке (наличие любимых произведений, просьба их повторить, внешние проявления музыкальных эмоций, высказывания о характере музыки, узнавание мелодий по фрагментам). Музыкально-ритмическое чувство — это способность ощущать ритм и воспроизводить его. О развитости этого чувства свидетельствуют: соответствие ритма движений ритму музыки, воспроизведение в хлопках элементарного ритмического рисунка, выразительность движений. Способность к музыкально-слуховым представлениям проявляется в точном  воспроизведении  мелодии по слуху (музыкальная память). Н.А. Ветлугина в своей работе «Музыкальное развитие детей» показывает, что эти представления отражают высоту и ритм музыки вне реального звучания.

Выводы. Общие творческие, музыкально-творческие и художественно-творческие способности тесно связаны друг с другом и представляют собой составную часть структуры личности. Творческое начало исходит из восприятия окружающей действительности в целом и музыки в частности. Центром музыкальности являются музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство, способность к музыкально-слуховым представлениям, музыкальное восприятие и творческое воображение (фантазия).

Принципы, определяющие развитие художественно-творческих способностей обучающихся балалаечников.

Для успешного развития художественно-творческих способностей детей необходимы следующие дидактические принципы.

Принцип доступности означает адекватный подход к ученику (во многом связан с принципом природосообразности).

Принцип систематичности и последовательности представляет собой обучение от простого к сложному.

Принцип научности предполагает точность передаваемой информации, а также искренность и честность по отношению к обучающемуся.

Принцип воспитывающего обучения означает привитие эстетического вкуса, взаимодействие обучения с воспитанием.

Принцип индивидуального подхода представляет собой методы диагностики музыкальных способностей и качеств (упражнения, творческие задачи, подбор репертуара в соответствии с уровнем развития и требованиями) и их учёт в практической деятельности с учащимися.

Принцип природосообразности предполагает учёт темперамента, задатков и характера ученика. Из всех выше перечисленных принципов, на мой взгляд, для развития художественно-творческих способностей наиболее важным является этот принцип.

Для изучения музыки важны все дидактические принципы, но если отсутствует живое дыхание самой музыки, то они являются всего лишь схемой без благотворного воздействия на духовный мир учащихся.

Наблюдая за тем как дети трудятся, учатся, играют, реагируют на внешние воздействия, мы обращаем внимание на их индивидуальные различия. Одни быстры, порывисты, шумливы, очень подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям; в учении и игре нетерпеливы, страстны, энергичны. Другие же медлительны, спокойны, невозмутимы, малоподвижны; их чувства протекают слабо и внешне выражены незаметно. Эти различия относятся к темпераменту — индивидуальным особенностям человека, определяющим динамику протекания его психических процессов и поведения. У сангвиников легко воспитать и поддерживать живое, активное отношение к работе, но для них нужен строгий режим. С холериками следует быть особенно тактичным, так как они обидчивы и болезненно реагируют на замечания. Флегматиков не следует торопить, надо постепенно приучать их к более ускоренному темпу работы. Меланхоликов надо поощрять и поддерживать при преодолении трудностей, им необходимы частые перерывы для отдыха.

Дети по-разному относятся к окружающему миру — к другим людям, к труду, к самим себе — и этим также отличаются друг от друга. Если определённые отношения к действительности и соответствующие им формы поведения более или менее устойчивы и постоянны, то это значит, что они являются личными свойствами человека, его характером — отношением, проявляющимся в закреплённых, привычных формах поведения.

Творчество в музыкальном исполнительстве — это, прежде всего, импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. Импровизация — это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Если музыкальное произведение уже записано нотами, то изменения могут вноситься в темпы, динамику, штрихи, приёмы игры и детали агогики. Широко распространённая мысль о том, что импровизация — это дело самых одарённых детей, лишена основания.

Выводы. Люди отличаются друг от друга темпераментом и характером. Знание и учёт темперамента и характера необходимы для эффективного развития художественно-творческих способностей. Для изучения музыки нужны дидактические принципы: доступности, систематичности и последовательности, научности, воспитывающего обучения, индивидуального подхода, природосообразности.

Методические основы развития художественно-творческих способностей обучающихся балалаечников

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребёнка.

На каждом возрастном этапе развития детей, исходя из теоретического и практического багажа знаний и умений, вырисовываются конкретные пути решения поставленных задач.

Целесообразно начинать формирование комплекса навыков, умений, слуховых впечатлений ребёнка с самых первых музыкальных занятий в детском саду и впечатлений домашней среды (сочинение стихов, сказок, мелодий, художественное изображение музыкальных образов, слушание музыки и рассказов о музыке). Уже на данном возрастном этапе возникает вопрос формирования желания ребёнка анализировать и трактовать слуховые впечатления, обрамлять их в образно-словесные, живописно-художественные и поэтические ряды. Творческое моделирование зрительно-образных представлений от услышанного способствует перенесению слуховых впечатлений малышей в зрительно-конкретный и словесный ряд, когда слышимое сопровождается видимым. Таким образом, изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений.

Ребёнок не может усвоить данный опыт самостоятельно, именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.

Раннее проявление способностей часто служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения и целенаправленного руководства со стороны взрослых, и, прежде всего педагога, способности могут не развиваться, а глохнуть. Этим объясняются факты, когда многие дошкольники проявляют незаурядные способности, а в старших классах становятся самыми средними учащимися. Следовательно, развитие художественно-творческих способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения детьми специальных знаний, умений и навыков. Тесная, неразрывная связь между способностями и знаниями и умениями человека проявляются в том, что процесс формирования любой способности возможен лишь благодаря усвоению знаний и умений, в то время как наличие способностей содействует быстрейшему и сравнительно лёгкому овладению знаниями и умениями.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, а возможности его развития практически безграничны. Музыкальный слух делится на несколько видов — звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро-динамический, внутренний (музыкально-слуховые представления). Существует ещё и вокальный слух (то есть способность правильно интонировать), но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом. Мелодический слух — это способность к восприятию одноголосной ладоокрашенной мелодии. Гармонический слух — это способность к восприятию созвучий и гармонических последовательностей. С помощью звуковысотного слуха воспринимаются отдельные звуки как таковые. Чем   раньше ученик погрузится в мир музыки, тем успешнее будет развитие музыкального слуха. Если один из его видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу заметить и обратить более пристальное внимание работе над его совершенствованием.

Какими личными качествами должен обладать хороший педагог, желающий развить художественно-творческие способности своих учеников? Учёные выделяют следующие характеристики — профессиональная компетентность, ответственность, чувство долга, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, умение владеть собой и своими эмоциями, справедливость, доброта, чуткость, готовность помочь и др. Важными качествами преподавателя являются убеждённость и заинтересованность. Учитель должен создать в классе все условия для лёгкого и естественного развития детей, увлечь детей своим творчеством, уметь объективно оценивать реализацию творческих замыслов учеников, способствовать в творческом самовыражении учеников. Педагогическая деятельность — это сложное явление, она зависит от постоянно меняющихся ситуаций. Учителю приходится принимать решения буквально на ходу и вводить в план урока новые элементы. Это называется педагогической импровизацией. Она может рассматриваться как метод воспитания и обучения, являясь значительным потенциалом развития как учеников, так и самого учителя. Если педагог не склонен импровизировать, то рано или поздно в его деятельности наступает профессиональный застой. Эти условия необходимы для появления художественно-творческих способностей.

Система широчайшего использования импровизаций — хороший способ приобщения детей к основам музыки. Об этом говорил выдающийся немецкий педагог и композитор К. Орф, а несколькими годами до него русские педагоги москвич Б. Яворский и петербуржец С. Бонди. В наше время такая методика преподавания имеет много сторонников, она активно внедряется в систему детского образования. Изучение материала здесь идёт сразу через звуковое впечатление, которое должно заинтриговать ученика своим образным эффектом. Звукообразная интрига — мощный стимул творческой и познавательной активности ученика. Импровизация может быть построена на заданной мелодии, фактуре, гармоническом обороте, литературном первоисточнике. Занятия импровизацией развивают две способности — выработка интонационного и ладового слуха и творческая фантазия. Художественный образ играет направляющую роль в выборе исполнительских приёмов.

В настоящее время одним из важнейших путей улучшения учебно-воспитательной работы в музыкальной школе является педагогическая диагностика. Каждый учитель должен хорошо знать своих учеников и разбираться в возрастных особенностях их становления. Процесс диагностики состоит из следующих этапов:

1. Знакомство с учеником;

2. Определение типа личности;

3. Знакомство с условиями, в которых ребёнок развивался;

4. Беседа с родителями;

5. Определение музыкальных способностей.

Выдающийся советский балалаечник и педагог П.И. Нечепоренко понимал задачу педагога как настоятельную необходимость в высокой степени развить в ученике его творческие задатки, воспитать исполнительский аппарат, научить понимать искусство и владеть им.

Чуткий педагог продолжает изучать учеников во время занятий с ними и понимает, что не все дети развиваются одинаково.

Младший школьный  возраст — это период усвоения, впитывания и накопления знаний; время относительно спокойного и равномерного физического развития. Характерные особенности детей этого возраста — повышенная восприимчивость, впечатлительность, доверительное подчинение авторитету, наивное отношение к окружающему миру. Типичная черта восприятия младших школьников — малая дифференцированность. Такие ученики делают ошибки и неточности в распознавании при восприятии сходных музыкальных произведений. Часто дети выделяют случайные детали, важное же не воспринимают. Основная  тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте — это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данной мелодией. Творческое воображение  как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений, их соединением в новые сочетания, также развивается. Мышление начинает отражать существенные признаки музыкальных произведений, что даёт возможность делать первые обобщения и выводы. Для учеников данного возраста полезны уроки-драматизации. Они представляют собой процесс становления и развития личностных качеств, интеллекта, эмоций, художественных способностей, а именно:

— умение вслушиваться в музыкальное произведение,

— приобретение практических исполнительских навыков,

— накопление жизненного и музыкального опыта,

— наличие взаимосвязи слуха и исполнительских навыков,

— формирование музыкального и художественного мышления.

Главная особенность таких уроков — всё услышанное воспроизводится в «лицах».

Выводы. Для того, чтобы быть успешным педагогом и музыкантом, надо уметь импровизировать и приучать к этому учеников. Необходимо изучать своих учеников и учитывать их особенности в процессе занятий.

Заключение.

Настоящее исследование подтверждает актуальность выбранной темы. Общие творческие, музыкально-творческие и художественно-творческие способности тесно связаны друг с другом и представляют собой составную часть структуры личности. Творческое начало исходит из восприятия окружающей действительности в целом и музыки в частности. Люди отличаются друг от друга темпераментом и характером. Знание и учёт темперамента и характера необходимы для эффективного развития художественно-творческих способностей. Для того, чтобы быть успешным педагогом и музыкантом, надо уметь импровизировать и приучать к этому учеников. Необходимо изучать своих учеников и учитывать их особенности в процессе занятий. Применение принципов природосообразности и воспитывающего обучения помогает развивать художественно-творческие способности.

В школе до сих пор ещё сосредотачиваются на узко профессиональных вопросах, недостаточно заботясь об общем музыкально-культурном развитии учеников. В этом заключается причина, по которой выпускники музыкальных школ, попадая в музыкальное училище или вуз, оказываются мало приспособленными к самостоятельной работе, недостаточно знают музыку, плохо применяют свои знания в практической деятельности. Ни для кого не секрет, что многие ученики вообще не приобретают в школе профессиональных навыков, не могут самостоятельно разучить музыкальное произведение, прочитать ноты с листа, подобрать услышанную мелодию, а потому бросают музыку, не испытывая потребности в ней, не полюбив её за годы обучения.

Большим недостатком в работе детских музыкальных школ является отсутствие органической связи между специальными и теоретическими предметами, хоровым пением, оркестровым классом. Педагоги по специальности уделяют недостаточно внимания анализу структуры и формы произведения, а в теоретических классах обучение часто строится на отвлечённых примерах, далёких от живой практики. В хоровом и оркестровом классах проходят ограниченное число произведений, не уделяют внимание чтению нот с листа. Нет настоящей связи между сольфеджио, музыкальной литературой и жанром, которым занимается ученик.

Главная цель занятий музыкой с детьми — пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического развития не ограничиваться только пассивным наблюдением. Необходимо также творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

 

Список литературы: 

1. Абдуллин Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: Академия, 2004. — 336 с.

2. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика / Л.А. Баренбойм. — М.: Классика-XXI, 2007. — 192 с.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. — Екатеринбург-2000. — 937 с.

4. Блок О.А. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов: Монография / О.А. Блок. — М.: МГУКИ, 2006. — 221 с.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка/Н. А. Ветлугина. — М., 1968.

6. Гржибовская Р.Н. Проблема формирования внутреннеслуховых (художественно-образных) представлений у учащихся музыкантов: Автореф. дис. канд. пед. наук/Р. Н. Гржибовская. — М., 1995.

7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д. Б. Кабалевский. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с.

8. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика/В. В. Крюкова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 288 с.

9. Леонтьев А.Н. О формировании способностей/А. Н. Леонтьев. — М., 1981. — 144 с.

10. Ляховицкая С.С. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности./Под. ред. Л. Н. Раабена/С. С. Ляховицкая. — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 48 с.