Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 5-9 классах
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в 5-9 классах
Автор: Ханипова Лейсан Ильгизовна
МБОУ «АСОШ № 2 с УИОП»
Аннотация: Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.
Ключевые слова: читательская грамотность, уроки русского языка.
Практикум.
О нашем великом и могучем языке сказано много, написано еще больше. Мне же хочется сейчас вспомнить слова Проспера Мериме. Великий француз однажды так выразился о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». И тут же добавил, что язык этот «необыкновенно хорошо приспособлен к поэзии». И для этого есть много причин.
Варианты вопросов:
1. Как вы понимаете смысл текста?
2. Докажите, что это текст публицистического стиля.
3. С помощью каких языковых средств обеспечивается связь между предложениями? Какова роль частицы же во втором предложении?
4. Запишите ряд синонимов (в том числе контекстуальных) к глаголу сказать. Какие из этих слов используются в тексте?
5. Составьте схемы предложений с прямой и косвенной речью.
6. Приведите примеры, подтверждающие справедливость высказывания П. Мериме.