Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания

Дата публикации: 2023-03-01 01:19:26
Статью разместил(а):
Степаненко Лариса Борисовна

Типичные затруднения младших школьников при усвоении основ правописания, их профилактика и пути преодоления

Автор: Степаненко Лариса Борисовна

ОГБОУ «Новооскольская СОШ с УИОП»

                                                                                      

Аннотация: В этой статье автор рассказывает о типичных затруднениях младших школьников при усвоении основ правописания.

Ключевые слова: проектирование учебного процесса, типичные затруднения, обучение правописанию.

 

Письмо и чтение служат базовыми навыками, то есть навыками, на которых практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребёнок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учёбе, и не только по предмету «Русский язык». Если был допущен пробел в образовании в третьем классе, он «тянется» до девятого. «Хвосты» тянутся из класса в класс и выливаются в цепочку неудач и усугубляют ситуацию.

Чтобы оптимизировать результаты обученности детей и добиться качественных изменений в орфографической грамотности учащихся, учителю при проектировании учебного процесса, необходимо учитывать типичные затруднения, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении основ правописания.

Какие же затруднения по курсу «Русский язык» имеются в начальной школе? Наиболее трудные темы для изучения это «Безударные гласные» и «Парные согласные в корне слова». Поэтому уже на уроках обучения грамоте я начинаю формировать умение определять слабую и сильную позицию гласного звука. Под ударением – сильная позиция, без ударения – слабая. Тогда же детям объясняю, что для орфограмм слабой позиции подходит универсальный способ проверки – пиши по сильной позиции.

Главным в обучении правописанию является умение обнаруживать орфограммы, которое называют орфографической зоркостью. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. При написании диктантов учащиеся не применяют правил по той простой причине, что не находят в слове мест, где нужно его применять. Отсюда в диктантах и творческих работах учащиеся допускают немалое количество ошибок. Поэтому я учу ребенка «видеть» ошибку до того, как он её совершил.

При ознакомлении с орфограммой мы с детьми разбираем и запоминаем её признаки (что, где, когда). После этого начинаем отрабатывать умения использовать правила при письме. Практически в конце каждого урока я оставляю 7-10 минут для написания обучающего диктанта, состоящего из 3-4 предложений. Здесь разрешается прием письмо с «дырками», суть которого: не знаешь точно, не пиши.

Учёные-психологи доказали, что стоит ребёнку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать ошибку. Затем один из детей читает орфографически диктант по предложениям с объяснением написания орфограмм. Остальные дети с красным карандашом проверяют свои записи, и если нужно исправляют ошибки. Если ошибка исправлена учеником, то она не засчитывается.

В 4 классе вводятся новые темы с безударными гласными: в декабре «Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения в единственном числе», в феврале мы изучаем «Правописание падежных окончаний имен прилагательных». Это достаточно трудные темы, но на отработку этих тем отводится практически третья и четвертая четверти. Да и подготовка к изучению этих тем была ранее. Ещё при изучении состава слова, дети путем исследования устанавливали, что безударный гласный может быть в различных частях слова, вспоминали в какой части слова можно проверить безударный гласный, в какой нужно запомнить, на окончание тоже отводилось внимание с оговоркой, что написание безударного гласного в окончании нам предстоит еще изучить. При изучении имен прилагательных дети узнают, что родовые окончания можно проверить по вопросу.

А вот одна из сложнейших тем начальной школы – «Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения», на который отводится всего 4 урока, мы начинаем изучать только с середины апреля. Времени на отработку и закрепление данной темы нет. Возможно, здесь будут плавать в будущем году пятиклассники.

Ещё одно важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Мы с детьми такую работу начинаем со 2 класса. Чтобы работу над ошибками было видно и легко было отследить, мы выполняем её чернилами зелёного цвета. Чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, используется памятка «Работа над ошибками». В памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести, работая над ошибкой. Важно придерживаться указанной последовательности при работе над ошибками – это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.

При проверке письменных работ применяю индивидуальный подход в исправлении ошибок. Например, одним детям ошибки не исправляю, а зачёркиваю неверно написанные буквы. У других исправляю лишь трудные орфограммы. Сильным детям даю шанс самим найти ошибку по вынесенной красной точке на полях. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

Ещё одна проблема, с которой сталкиваются учителя – школьника научили правильно, а он делает ошибки. Это может быть несформированность познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления. В начальной школе произвольное внимание у детей 1-го класса составляет минимум 3 минуты, 2-го класса – 10 минут, 3-4 классов – 15-20 минут. Учитель призывает школьников сосредоточиться, но этого не происходит, т.к. ребёнок не может удержать внимание на том, что ему непонятно. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимо трудное, непонятное делать приятным и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Здесь я вспомнила о зрительных диктантах по методике И.Т. Федоренко. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе. Данная методика хорошо повлияла на беглость чтения, на овладение навыком качественного и осмысленного письма.

Но однако же и после этого остались дети, которые по-прежнему допускают большое количество ошибок при письме под диктовку и даже при списывании. Оказалось, что это проблема логопедическая и название этой проблемы – дисграфия.

Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, почерк неразборчив.

Отсутствие ранней логопедической диагностики приводит к тому, что дети с таким диагнозом становятся в школе неуспешными. Ведущей фигурой в вопросе преодоления у детей неуспеваемости, связанной с нарушениями речи, должен являться логопед детского сада, способный выявить речевые нарушения, провести коррекцию нарушений и провести профилактику дальнейших нарушений. Правильная речь выпускника детского сада – залог успешного обучения в школе и гармоничного развития личности в целом.

 

. . . . . . .