Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Функциональная грамотность и ее актуальность на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Дата публикации: 2022-11-06 03:50:19
Статью разместил(а):
Валиева Чулпан Рушановна

Функциональная грамотность и ее актуальность на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС нового поколения

Авторы: Валиева Чулпан Рушановна

и Хафизова Эльвира Рашитовна

МБОУ «Гимназия № 4», г. Казань 

 

Аннотация: В данной статье речь идет о функциональной грамотности и ее актуальных аспектах на уроках русского языка в начальной и средней школы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, характеризующийся умением решать типичные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе прикладных знаний. В свою очередь, прикладные знания – это те, которые имеют чисто практическое значение и применение, которые могут найти применение на практике.  

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, которая на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта  всех ступеней образования.

Термин «грамотность», который был введен в 1957 году ЮНЕСКО, изначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

По результатам поиска в социологическом словаре функциональная грамотность - это  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, иными словами это способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить кредит в  банке, собрать шкаф по инструкции и др.). Данный уровень грамотности делает возможным полноценную деятельность личности в социуме.

Обозначим некоторые отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. 

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Основные свойства функционально грамотной личности: человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями.

Уроки русского языка школьного курса обучения в начальной и средней школе содействуют развитию функциональной грамотности у обучающихся путем:

– формирования знаний о правилах, нормах чтения, письма, общения, создания текста;

– развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику или справочнику;

– создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста;

– развития универсальных способов деятельности – различных аналитических умений;

создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

В аспекте формирования функциональной грамотности большое значение имеют комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, работа с текстами-миниатюрами, сравнение двух текстов и другие виды работ с текстами, которые при этом являются наиболее результативными формами организации работы на уроке русского языка. Стоит отметить и то, что  написание сочинений-рассуждений, мини - изложений и сочинений, различные виды диктантов тоже способствуют развитию  функциональной грамотности.

Своеобразной оценкой уровня развития функциональной грамотности у школьников становится итоговое собеседование в 9 классе. Выбирая самостоятельно тему для монолога и диалога, форму ответа (повествование, описание, рассуждение), обучающийся оценивает свои знания и возможности, рефлексирует.

Интерес к изучению предмета «Русский язык» активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра. А если школьник мотивирован, значит, учится и развивается, что является основными индикатором формирования функциональной грамотности.

 

Список литературы:

1. Акушева Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

2. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Российский Учебник. – 2018.

3. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020.

4. Лысова О.В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О.В. Лысова, А.Ш. Абдуллина, Л.К. Нуримхаметова // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3. № 2. с. 22-27.

  

. . . . . . .