Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Духовно-нравственное воспитание школьников начальных классов

Дата публикации: 2022-10-21 00:32:39
Статью разместил(а):
Олейникова Нина Владимировна

Духовно-нравственное воспитание школьников начальных классов

Автор: Олейникова Нина Владимировна

МОУ «Борчанская СОШ», с. Борки Валуйского района Белгородской области

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В  статье выделяются возможности урочной деятельности, касающиеся духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Данная статья может быть полезна учителям начальных  классов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, доброжелательность, культура, традиции, нравственные качества.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

Духовно-нравственное воспитание обучающихся  сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Формирование основных жизненных ценностей младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.

Урок и занятия внеурочной деятельности - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными духовно-нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание духовно-нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе на уроках постепенно вводятся понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело.

На уроках литературного чтения нужно воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждать в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам; воспитывать в нём чувство прекрасного, которое поможет удержаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. Часть произведений в  учебнике литературного чтения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир.

Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет их  вдуматься  в прочитанное, оценить поступок того или иного  персонажа, а так же вспомнить и о своём личном опыте. Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай. Беседа должна   вызвать у учащихся эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это помогает лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

Большое значение для формирования духовно-нравственных понятий имеет чтение пословиц и поговорок. И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Очень нравится ребятам находить скрытый в них урок, приводить примеры, связанные с их жизненным опытом. На уроках детям предлагается  подобрать или выбрать соответствующие пословицы к художественному произведению, его отрывку или к характеристике героя. Полезны  конкурсы знатоков пословиц и поговорок, цель которых – выявление информированности детей о народных афоризмах, повышение уровня этнокультурной компетентности.

Не менее важное значение в духовно-нравственном воспитании имеют уроки «Окружающего мира». В процессе изучения обучающиеся знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, ребёнок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времён до современности, он осмысливает место семьи в обществе, своё место в этом мире, дети узнают символы российского государства.

Приобщение детей к творчеству – верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Общеобразовательная школа должна научить школьника постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты.

На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками, обращаются к фольклорным традициям, раскрывают способности своей личности. На этих уроках  детям прививается любовь и привычка к труду, развивается чувство удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивается понимание роли труда в жизни людей. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

На  уроках полезно использовать работу в группах. Это и ответы на вопросы, и мини-проекты, и творческие работы. В конце такой работы полезно задать вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Это приучает детей находить не только отрицательные стороны в работе товарища, но и уметь сказать друг другу тёплое слово поддержки, этому способствуют и «Уроки  милосердия», которые проводятся на классных часах.

Цель таких уроков: формирование нравственных ценностей, доброты, милосердия, сострадания. Виды деятельности на уроках самые разнообразные. Это работа с произведением, репродукциями картин, лепка, рисование. Применяется также проектная деятельность и коллективное творческое дело, на всех занятиях полезно применять здоровьесберегающие технологии, чтобы не навредить здоровью детей. На занятиях речь идёт о милосердие в семье, милосердие к ближним, доброе отношение к природе. На уроках необходимо развивать не только мыслительную деятельность, внимание, память, но и чувство ответственности, желание помогать друг другу; а также способствовать воспитанию личностных качеств обучающихся: стремление помогать окружающим, совершать добрые и честные поступки.

Важно формировать у обучающихся осознанное духовно-нравственное отношение к жизни, к русскому прикладному искусству, русским традициям, воспитывать высокие качества духовности русского человека. Все учителя любят  детей, желают им добра и счастья. Нужно, чтобы дети росли здоровыми, умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.

Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей и взрослых. Важно привлекать ребят к участию во всех организуемых школой мероприятиях.  Это и встречи с людьми разных  профессий, уроки памяти, мужества, акции «Добрые дела», уборка школьной территории, экскурсии в музеи, участие в различных праздниках и др. Во время проведения таких творческих мероприятий происходит духовное единение детей, учителей и родителей. Эта деятельность пробуждает в ребятах, привыкших к готовым «информационным продуктам», стремление искать и размышлять. 

Современные дети хотят серьёзного отношения к себе и ждут его. Если дети научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми. Самое главное, чтобы дети поняли, что нужно вести здоровый образ жизни, не вредить окружающим тебя  людям,  беречь природу, любить свою Родину. И даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться духовно-нравственным человеком.

 

. . . . . . .