Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

 
kn publ 2
 
 
kn publ 4
 
 
kn publ 3
 

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке

Дата публикации: 2022-08-03 16:56:56
Статью разместил(а):
Дебелая Светлана Петровна

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке

Автор: Дебелая Светлана Петровна

МОУ «Борчанская средняя общеобразовательная школа», Валуйский район Белгородской области

 

В МОУ «Борчанская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области труд на земле всегда считался неотъемлемой частью воспитательного процесса. На протяжении не одного десятилетия в школе была организована успешная работа школьной производственной бригады.

Более половины выпускников школы ежегодно оставались в родном селе, и работали на базовом предприятии в колхозе им. Л. Шевченко. Но прошло время, политические и экономические изменения в нашей стране значительно затронули и сферу сельского хозяйства. В Белгородской области, как и других регионах, прошла реорганизация колхозов и совхозов, появилось частное предпринимательство, стало развиваться фермерство. К сожалению, в этот период времени, лишенные поддержки базовых предприятий стали закрываться школьные производственные бригады. Перестала функционировать и производственная бригада МОУ «Борчанская СОШ». Именно тогда  учащиеся сельских школ  стали считать труд на земле непрестижным, монотонным, неинтересным.

Перед страной, большую часть экономики которой составляет аграрный сектор, остро встал вопрос об изменении подходов к воспитанию у подрастающего поколения  устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду. Данная проблема затронула и наше село, и тогда мною, как руководителем работы УОУ и учителем технологии, было решено провести диагностику определения уровня сформированности устойчивого интереса обучающихся 8 классов к сельскохозяйственному труду.

Анализ проведанной диагностики свидетельствовал о том, что только:

19 % учащихся проявили готовность работать на школьном учебно-опытном участке;

31% понимают цель своей работы;

2% заинтересованы работой по выращиванию сельскохозяйственных культур;

29% считали, что эта навыки выполнения данной работы им будут необходимы в дальнейшей жизни;

10% выразили намерение в будущем связать свою профессиональную деятельность с работой на земле.

Результаты диагностики подтвердил сравнительный анализ качество знаний за период обучения учащихся в основной школе. Так если в 5 классе качество знаний по предмету «Технология» в разделе «Сельскохозяйственный труд» составляло 93%, то в 8 классе, оно составило 71%.

О снижении интереса обучающихся к сельскохозяйственному труду также свидетельствовала разница количества выполненных творческих и исследовательских работ сельскохозяйственной направленности на 84% от исследований в других отраслях.

Анализ проведанного мониторинга свидетельствовал о необходимости активизации работы по воспитанию у учащихся  устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду.  

Развитие интереса школьников к сельскохозяйственному труду в условиях современной общеобразовательной школы обуславливается неоднозначной экономической ситуацией в России, а также созданием новых направлений развития сельского хозяйства страны. На сегодняшний день произошло снижение престижа рабочих профессий, утрата уважения к труду. Современные подростки находятся в поиске «легких» жизненных путей, этот факт свидетельствует  о частичной потере нравственной ценности труда [1].

Поэтому актуальность и востребованность опыта, основной целью которого является воспитание у обучающихся устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, в данный период времени трудно переоценить.

В требованиях нового Федерального образовательного стандарта по предмету «Технология» указывается на необходимость  приобретения учащимися общетрудовых знаний, умений и навыков, необходимых в последующей трудовой деятельности, подготовку школьников к ведению домашнего хозяйства.

При этом указывается, что одним из мощных факторов, способствующих решению этой проблемы, является широкое использование возможностей опытнической работы при организации обучения по «Технологии» в разделе «Сельскохозяйственный труд» и кружковой работы.

Не смотря на это, в практике работы современной школы наблюдается устойчивое противоречие между пониманием необходимости воспитания у учащихся устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду и недостаточным использованием возможностей опытнической работы для решения данной проблемы.

Теоретической базой опыта послужили работы А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, в которых были определены основы системы педагогических средств и методов организации трудового воспитания на базе сельскохозяйственного производства [5].

Именно трудовое воспитание направленно на личное и профессиональное саморазвитие учащихся, их становление и развитие личностных качеств, которые будут необходимы для будущей профессиональной деятельности. Именно благодаря трудовому воспитанию у учащихся происходит успешное  развитие трудоспособности, ответственности, конкурентоспособности, уважение к чужому труду [8].

Для современной школы воспитание у обучающихся устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду является одной из главных задач. Её успешное решение напрямую зависит от мотивации обучающихся.

А. Шопенгауэр определяет мотивацию как систему стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Мотивация же школьников – наиболее важное звено успешного обучения. Ясно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов, следовательно, придать образовательному процессу смысл. [7].

Прежде необходимо определить уровень мотивации к деятельности подростков используя методику Н.В. Калининой и М.И. Лукьяновой. 

По мнению современных ученых, повысить у учащихся мотивацию к занятием сельскохозяйственным трудом можно и одним из эффективных средств воспитания у обучающихся устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду является организация в условиях общеобразовательной школы опытнической работы. [2] 

Словарь Ожегова указывает, что опытом называют воспроизведение какого-то явления экспериментальным путем, создание чего-то нового в определенных условиях с целью исследования, испытания, а так же попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь.

Толковый словарь Кузнецова раскрывает понятие сельскохозяйственного опытничества, как проведение опытов по выращиванию каких-либо сельскохозяйственных культур, выведению новых сортов и т.п.

Сельскохозяйственным опытничеством школьников принято называть практическую деятельность учащихся, связанную с углубленным изучением живой природы, экспериментальными исследованиями путей повышения урожайности сельскохозяйственных культур, с учетом возможностей местных климатических условий, с природоохранительной деятельностью учащихся.

Опытническую работу школьников можно считать одной из форм соединения обучения с производительным трудом, эффективного средства усвоения учащимися основных понятий курса обучения на теоретическом и практическом уровнях. Опытничество – целенаправленный поиск ответа на поставленный экспериментатором вопрос, в ходе которого приходится решать многие задачи, различные по своей сложности, длительности и значимости. [9]

Опытно-практическую работу на пришкольном участке следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников в подготовке их к сознательному выбору профессии, и она служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания. [6]

Опытничество предусматривает охват всех учащихся с 1 по11 класс по тематике, учитывающей интересы и склонности школьников, их возраст и уровень знаний.

В процессе осуществления  опытно-практических работ у ребят воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить до конца начатое дело. Опытничество – это комплекс классной, внеклассной и внешкольной деятельности, теоретического, практического и производственного порядка.

Привлечение к опытнической работе опыта учреждения дополнительного образования эколого-биологической направленности значительно повышает качество этой работы и позволяет создать систему использования проектной и исследовательской деятельности при её организации. [4] 

Исследовательская деятельность наиболее эффективна при выполнении лабораторно-практических работ, при изучении новых приемов агротехники, вопросов экономики и организации сельского хозяйства. Сельскохозяйственный опыт проводится обычно несколько месяцев, поэтому основной  объем опытнической работы выполняют во внеурочное время  за счет времени, отведенного на факультативные занятия и внеклассную работу. [7] 

Эта работа продолжается весь год. Весной закладываются опыты на учебно-опытном участке, летом ведется уход за растениями, проводятся запланированные наблюдения и опыты, осенью убирается урожай. В лабораторных условиях юннаты определяют почвенный состав, проводят анализы на качество семян, подводят итоги работы. В зимнее время организуют подготовку к предстоящей работе: составляют планы, изучают методику полевого эксперимента, подбирают тематику опытов и их схемы. [3] 

Невозможно представить успешную опытническую работу, направленную на воспитание у обучающихся  устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду без проектного деятельности. Успех проектной деятельности напрямую зависит от её результата. Только положительный результат обеспечивает успешный воспитательный процесс по развитию у учащихся интереса к сельскохозяйственному труду.

В теории методики преподавания технологии и практической работе в школе сложилась определенная структура практических занятий на школьном участке. Первый осознанный опыт работы на земле ребята получают во время уроков растениеводства в осеннее-весенний период. Детям нравятся уроки на свежем воздухе, когда только, что полученный теоретический материал закрепляется не просто просмотром коллекций и слайдов, а непосредственным соприкосновением с живой природой. Ведь руками детей перекапывается почва, сеются семена, проводится уход за растениями и, самое приятное – сбор урожая. А значит, чем больше времени ученики будут проводить на УОУ, тем с большей  охотой они будут идти на урок технологии. Так ученики 5 класса, знакомясь со структурой УОУ, встают перед сложностью выбора опыта, над которым они бы хотели поработать. И очень хорошо, когда дети делятся на отдельные звенья, выбирают бригадира, и позже получают первый ни с чем несравнимый опыт работы в коллективе.

Практические занятия на учебно-опытном участке включают повторение материала из школьного курса, постановку задачи, изучение агробиологических правил выращивания растений, инструктаж учителя по формированию первичных умений и навыков, работу учащихся в соответствующих отделах школьного участка, подведение итогов работы и оценку знаний, умений и навыков. Сущность работы на учебно-опытном участке – соединить умственный и физический труд учащихся на основе биологических и экологических знаний, на основе проведенных опытов и исследований вывести правила выращивания растений и научиться их применять. Но опытническая работа только тогда принесет пользу, когда она проводится методически правильно, если строго выполняются основные требования, предъявляемые к опытам. Поэтому опытническая работа на УОУ школы проводится под контролем методистов МУДО «Станция юных натуралистов Валуйского района». Так в предыдущие годы учениками средних классов было проведено 9 опытов с сельхозкультурами и домашними животными, из которых шесть  было отмечено на муниципальном этапе конкурса юннатов.

Опытная работа с домашними животными проводится на домашнем подворье учеников. Со стороны родителей эта инициатива принимается с одобрением. Родители оказывают посильную помощь своим детям и принимают самое активное участие в обсуждении результатов опыта.

Реальные успехи в опытнической работе коллектив школьников получает в том случае, если учащиеся не увлекаются большими объемами работ, а берут на год 1-2 темы, и устанавливают тесную связь со специалистами. Большую помощь получает школа от методистов МУДО «Станция юных натуралистов Валуйского района». В своей работе ученики используют методические рекомендации, выпущенные станцией юннатов.

Систематическая опытническая работа должна ориентироваться на последние достижения науки в области сельского хозяйства, на сотрудничество с учеными. Ученики школы, имея положительный опыт исследовательской работы на УОУ и всерьез заинтересовавшись сельским хозяйством, прошли дистанционное обучение в ГБОУ ДОД БелОДЭБЦ.  

На базе МОУ «Борчанская СОШ» действует объединение по интересам «Юный садовод». Занятия кружка так же имеют практическую направленность. Большая часть занятий проходит в школьном саду, где закладывались опыты по определению лучших сроков приживаемости саженцев плодовых деревьев. И как результат – за последние три года в пришкольном саду прижилось более 30 саженцев плодовых деревьев. Всего же сад включает в себя 348 плодовых деревьев, требующих постоянного ухода.

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирования творческого потенциала каждой личности. Творчество предполагает способность человека преобразовывать имеющиеся знания, информацию об окружающем мире и посредством этого преобразования обнаружить новые, необходимые  знания об окружающей действительности. Учащиеся принимают участие в конкурсах по благоустройству пришкольной территории и оформлению клумб. Проект Божко Александра  «Периметр здоровья или рекомендации по выбору пород деревьев для обновления пришкольной лесополосы» стал победителем  в муниципальном этапе творческих открытий и инициатив «Мы - Белгородцы! Думай, решай, действуй!» Желание изменить окружающую среду, поиск путей решения данной проблемы - все это неизменные слагаемые проектно-исследовательской деятельности учеников, способные помочь воспитать в детях будущих ответственных граждан своей страны и малой Родины.   

Очень важно если детская опытническая работа помогает решать проблемы фермерских хозяйств. Так ученики нашей школы тесно сотрудничают с местными фермерами, проводят опытническую работу по заказу фермерских хозяйств «Трудовик» А.Н. Мирошниченко и «Селянин» А.П. Приходько. Так были выполнены исследования на тему «Влияние совместного выращивания кукурузы и люпина на урожай» и «Влияние схемы посева на урожай зерна кукурузы». Ученики выезжали на поля фермерских хозяйств, чтобы лучше понимать важность результатов их исследований. А по окончанию работ и защиты проектов ученики получили слова похвалы, приглашения на работу и ценные подарки от шефов. Что так же является важным стимулом для продолжения работ над следующими проектами.

Школьники, заинтересованные объектами опытнической деятельности как следствие выбирают профессии сельского хозяйства. В современных условиях развития сельского производства, трудовая деятельность в свою очередь связанна с результатами опытнической деятельности. Устремление к такому виду деятельность возникают у учащихся постепенно, когда они овладеют определенными способами и навыками действия, которые в свою очередь близки к определенной сельскохозяйственной профессии.

Анализ динамики интереса школьников к опытнической деятельности, позволяет обнаружить объективные условия, которые дают стимул учащимся выбирать профессии связанные с сельскохозяйственным производством. Действенным условием в этом случае является взаимосвязь обучения, опытничества и производительного труда. Начиная с 2013 года, ученики нашей школы ежегодно становятся победителями муниципального этапа конкурса по сельскохозяйственным профессиям и направляются для участия в областном этапе конкурса. Для участия в конкурсе животноводов, ученицам необходимы не только теоретические знания, но и опыт ухода за крупным рогатым скотом. Этот опыт они приобретают на домашнем подворье, через своих родителей и родственников.  

Сбор сведений о редких растениях Валуйского района для написания исследовательских работ является одной из любимейших видов работ учащихся в изучении вопросов краеведения. Ведь ученики занимаются сбором краеведческого материала не столько в Интернете, сколько на лугах и полях своего поселения, из рассказов односельчан и своих старших родственников. Изучение краеведческого материала не только расширяет кругозор и наполняет знаниями, но и способствует формиро­ванию у учащихся положительных взаимоотношений со старшим поколением, умения сотрудничать, понимать и ценить труд других людей по сохранению природы родного края. Ученики нашей школы принимали самое активное участие в акции «С любовью к России мы делами добрыми едины», «Голубая лента», в марафоне «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля», операции «Первоцвет», в региональном  этапе Всероссийского конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос»  и др.

В работу над внеклассными и общешкольными мероприятиями ученики разных ступеней обучения вносят свой посильный вклад. Так учащиеся начального и среднего звена, в силу своих возрастных особенностей, чаще всего являются самыми активными участниками внеклассных общешкольных мероприятий и конкурсных программ, связанных с сохранением живой природы, такими как «Птицы - наши друзья». Старшеклассники же чаще берутся за подготовку и проведение мероприятий связанных с непосредственной работой на территории села и школы. Так их силами были проведены такие мероприятия как «Акция добра», «Сохраним планету»  и др.   

Таким образом, в условиях учебно-опытного участка сельской школы есть возможность найти и воплотить в жизнь успешное решение задачи трудового, эстетического, природоохранительного воспитания.

Анализ результатов мониторинга показал, что использование опытнической работы на УОУ при организации обучения по предмету «Технология» и внеклассной работы является мощным фактором воспитания у учащихся 5-9 классов устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду.

 

Использованная литература:

1. Ганичкина О.А. Советы огородникам. М.: Арнадия, 1998. – 304 с.

2. Горский В.А. Внеклассная работа по творчеству и с/х опытничеству. М.: Просвещение, 1985. с. 17.

3. Леонтьева М.Р. Сборник научно-методических материалов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с. – (б-ка «Сельская школа России»).

4. Леонтьева М.Р. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.

5. Макаренко А.С. О трудовом воспитании. М.: Академия педнаук РСФСР. -1949.- 98с.

6. Маленкова Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

7. Трайтак Д.И. Трудовое обучение: С.-х. работы: Учебное пособие для 5-7 кл. средних школ.- М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

8. Фатеева В.А. Деятельность социального педагога по развитию интереса школьников подросткового возраста к сельскохоз труду. – М.: Педагогика,

9. Энциклопедический словарь юного земледельца / Сост. А.Д. Джахангиров, В.П. Кузьмищев. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

 

. . . . . . .