Публикации образовательных и педагогических статей, презентаций, докладов на конференциях

  • v-slovo.ru@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.  Смотреть

Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2712-8261 Смотреть

     
kn publ 1      kn publ 2
     
     
kn publ 4      kn publ 3
        

Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе

Дата публикации: 2022-07-07 15:20:49
Статью разместил(а):
Белоконева Ирина Павловна

Поэтика и жанр тургеневских стихотворений в прозе

Автор: Белоконева Ирина Павловна

МОУ "Лицей № 9", Волгоград

 

Аннотация: Представлен конспект урока литературы по творчеству И.С. Тургенева, в течение которого учащиеся знакомятся со своеобразием и специфичностью стихотворений в прозе писателя, анализируя стихотворения в прозе «Стой!», «Когда меня не будет», «Воробей» и «Голуби».

Ключевые слова: особенности тургеневского мировосприятия, философский смысл стихотворения в прозе, способы раскрытия авторской мысли.

 

Цели урока: Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; помочь понять философский смысл стихотворения в прозе. Проанализировать стихотворения в прозе, определить способы раскрытия авторской мысли; развивать навыки выразительного чтения.

Ход урока

Цель мастерской – создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.

1 этап. Начинается урок – мастерская без объявления названия – это механизм запуска творческого процесса.

Звучит романс на стихи Тургенева «В дороге» в исполнении Д. Хворостовского.

Записать ассоциации (или нарисовать), возникающие при слушании.

Обсуждение.

2 этап.

Чем отличаются стихи?

«Есть такие мгновения в жизни, такие чувства … На них можно только указать и пройти мимо» - этими словами Тургенев завершил роман «Дворянское гнездо». Но минуло двадцать лет, и он посчитал себя вправе остановиться перед такими мгновениями и попытаться лично осмыслить их.

На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе

Чем же отличаются стихотворения в прозе?

Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты. Каковы эти черты?

Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. в большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.

Философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнь и смерть, дружба и любовь, правда и ложь. При решении их – глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос ни решался – сугубо личный, общественный или планетарный.

Предельная краткость каждого стихотворения в прозе, каждой миниатюры. От двух-трех строк до полутора-двух страниц, не более.

Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить, стиснуть временные и пространственные  величины до одной фразы, например, «проходят тысячи лет: одна минута ….» в «Разговоре».

Острейшая наблюдательность, позволяющая обыкновенную бытовую деталь превращать в символы и эмблемы (котелок со щами «Щи»)

Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен. Целиком подчинен авторской интонации.

Мелодичность фразы, строки, абзаца, целой вещи выдержана в одном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное пение.

Послушайте: «О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя … во сне. Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами».

Это зачин миниатюры «Лазурное царство» звучит, как запев песни. Поэтому и повтор, применяемый Тургеневым, усиливает мелодичность речи» «О лазурное царство! О царство лазури …». Слова расположены так, что их не прочитаешь скороговоркой, а нараспев, плавно, под аккомпанемент хора или оркестра, находящегося где-то вдали.

Тургенев находит для каждой фразы, для каждого образа свое речевое звучание.

Написаны тургеневские миниатюры между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни Тургенева, отсюда и название, придуманное писателем для них – «Senilia» - латинское слово, обозначающее «старческое». Это название журнала «Вестник Европы» заменил другим, оставшимся навсегда – «Стихотворения в прозе».

Задание группам: у вас на столах лежат высказывания современников о стихотворениях в прозе Тургенева.  Прочитать, осмыслить и записать в тетрадь понравившееся высказывание. Подготовить группе ответ: что чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей? (Поэтическое мастерство, глубина мысли, выразительность и богатство речи).

Исходя из этого, какое название вы бы дали сегодняшнему уроку?

П. Анненков – М. Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», где было напечатано это произведение: «Хочу вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе» …

П.В. Анненков: "… что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование". 

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева»: «В «Стихотворениях в прозе»

И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение . Но есть и иные … Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель»: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В. Брюсов: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман: «Этот маленький по объёму цикл – квинтэссенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «… это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути …».

Лев Озеров: «Стихотворения в прозе» Тургенева – это наше собственное детство, наша юность, наша зрелость, - все то, что неотделимо от нас самих, от нашего восприятия жизни и родной речи.

Это – осколки солнца, собранные бережной рукой мастера и взятые им в чудесную оправу.

Это – кусочки янтаря, выброшенные на берег волнами жизни и найденные ищущим художником.

Это – настоящие жемчужины, за которыми, как известно, смельчаки отправляются на океанское дно.

Это – калитка, открытая в цветущий сад летнего полдня России.

Это – дорога к морю, его далекое предчувствие, его угадывание по усиливающейся влажной синеве воздуха.

Это – круглое, похожее на люк, слуховое окно в голубизну и вечность, окно, на которое садятся голуби.

Это, наконец, почва, благодатная почва, на которой растет и вырастает мысль и воображение читателя».

Обсуждение (во время обсуждения – демонстрация слайдов)

3 этап.

«Иван Сергеевич Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с лирической дисциплиной стиха. «Стихотворения в прозе» являются не произвольным соединением стихов и прозы, а принципиально новым видом творчества» - Лев Озеров.

«Стихотворения в прозе» я читал … не глазами, а сердцем … Образы этих миниатюр так густы, что насыщают мгновенно и надолго. Навсегда», - Лев Озеров.

Я хочу вам напомнить последние строки романа «Отцы и дети»: Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Так случилось, что главной для Тургенева стала тема любви. «Полуживой», как он себя называл в последние годы жизни, старающийся не заглядывать в будущее, давно не тешащий себя никакими надеждами, доживающий бездомную, одинокую, наполненную физическими страданиями жизнь, он, когда-то создавший Миф о Женщине, продолжает писать о любви.

Что давало ему право открыто, от своего лица рассуждать о коренных вопросах бытия, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времен? Годы и опыт, которые имел за плечами старый писатель. Поэтому для разговора о вечном Тургенев выбрал путь признаний и откровений собственной жизни. Вот почему он хотел, чтобы стихотворения в прозе были напечатаны только после его смерти.

Чтение стихотворений «Путь к любви» и «Любовь» (ученики, наизусть) 

Вначале поиск этого образа, затем его обретение.

К любви не может привести благодарность: «Благодарность — долг; всякий честный человек плотит свои долги ... но любовь — не деньги». Любовь случается тогда, когда «чужое я внедрилось в твое: ты расширен — и ты нарушен; ты только теперь зажил и твое я умерщвлено».

Однако Тургенев не обходит читателя вопросом: верно ли понимать любовь как умерщвление твоего «я»? Что вы об этом думаете?

Работа со стихотворениями по группам. (Приложение)

Задание: подготовить чтение стихотворения. Найти в нем черты и те особенности, которые были отмечены в предыдущем обсуждении.

Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности раскрывают тему?

1 группа – «Стой!».

2 группа – «Когда меня не будет».

Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите ключевые слова.

Чтобы определить идею (ПРОБЛЕМУ), разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей. 

Что считает автор, что он думает об этом? Как он относится к проблеме вечной любви?

Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения?

Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?

Как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?

Каковы  синтаксические особенности? 

3 группа – «Воробей».

Что демонстрирует автор в этом стихотворении?

Какова интонация в начале, в середине и в конце стихотворения?

Какими мы видим воробьёв и собаку?

Как автор передаёт их чувства и состояние?

Какие чувства испытывает сам рассказчик?

Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?

Что понял автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

4 группа – «Голуби».

 О чем это стихотворение? Какова тема и идея?

Какова его композиция?

Разделите стихотворение на смысловые части.

Каковы особенности каждой части?

IV. Подведение итогов.

Итак, подведём итоги и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

Какой представляется личность писателя в эти годы?

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева написаны в последние 5 лет жизни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания.

Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

Каковы основные мотивы стихотворений в прозе Тургенева? (заполнение таблицы)

Что их характеризует?

Можем ли мы назвать их лирическим дневником писателя?

Действительно, «Стихотворения в прозе» Тургенева – это «лирический дневник» человека, потому что он передаёт тонкости духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.

Согласны ли вы с высказываниями о стихотворениях в прозе Тургенева, которые прозвучали в начале урока?

«Стихотворения в прозе» Тургенева – это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений». Сам Тургенев называл их ещё «последними вздохами старика».

Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя и его огромной любви к людям.

Обратимся к эпиграфу. «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Следуйте совету И.С. Тургенева. Любите людей – это самое главное в жизни.

5 этап. Итоговая социализация – сверка заполненной таблицы со слайдом.

6 этап. Рефлексия:

«Я» (как чувствовал, с каким настроением работал, доволен ли собой, что я открыл сегодня в себе),

«Мы» (комфортно ли было работать в группе),

«Дело» (какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы, к каким вопросам вышел).

7 этап. Домашнее задание  (на выбор)

1. Сочинение-миниатюра «Стихотворение в прозе».

2. Составить синквейн.

 

Приложение.

Разбор стихотворений.

«Стой!»

В стихотворении в прозе «Стой», которое мы выбрали в качестве объекта анализа, значимым для понимания содержания является заглавие. Это восклицательное предложение, состоящее из глагола в форме повелительного наклонения единственного числа. Название очень экспрессивно, оно как побуждение и призыв, который говорит об особом внутреннем состоянии лирического героя.

В первой строфе Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти! также наблюдается повышенная эмоциональность благодаря восклицательным предложениям и формам повелительного наклонения. Вероятно, что у глагола стоять помимо своего основного значения – ‘находиться в вертикальном положение, не двигаясь с места; занимать место где-либо, находясь в таком положениях (о людях, о животных)’ [Современный 1998] - можно выявить и другой смысл: суметь найти особый счастливый момент в жизни. Так, уже в начале этого стихотворения появляется характерные для последнего этапа творчества писателя мотивы бессмертия, вечности, красоты жизни.

Во второй строфе С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, во след которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!, автор использует тире, с помощью которого обозначается смысловое противопоставление и одновременно появляется создаваемый образ женщины. Восторженное настроение лирического героя передается с помощью словосочетаний отягощенные счастьем глаза, вдохновенный звук, блаженное сознание.

Обращает на себя внимание сочетание причастной формы отягощенный с существительным счастьем. Отягощенный - причастие прошедшего времени от глагола отяготить, имеющего значение ‘сделать тяжёлым’, ‘доставить неудобства, затруднения; обременить’ На наш взгляд, это словосочетание предвосхищает конечность счастья и является оксюморонным.

В этой строфе автор использует формы настоящего времени глагола, например, блестят, сверкают, меркнут и т.д. Все они связаны с идеей света.

Автор описывает глаза женщины с помощью глаголов с частицей не, обозначающих ‘угасание’: не блестят, не сверкают, меркнут, хотя обычно в традиционном описании красоты глаза - источник душевного света, здесь же они меркнут, как будто умирают. Это перекликается с последними строками и напоминает читателю о конечности жизни: Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина..., т.е. эта красота не является вечной.

Третья строфа Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твой одежды? состоит из одного вопросительного предложения, но это риторический вопрос, через него передается восторженное настроение лирического героя. Необыкновенное впечатление создает метафора разлился свет. Глагол разлиться имеет значения ‘расплескаться, пролиться (обычно о жидком, текучем)’, ‘распространиться во все стороны, по всему пространству’. Словосочетание разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды подчеркивает женскую красоту. Четвертая строфа Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри? состоит из одного вопросительного предложения, здесь наблюдается синтаксический параллелизм с предыдущим предложением. Автор использует словосочетание ласковое дуновение, что усиливает нежное и трепетное отношение лирического героя к созданному образу. Во фразе бог...откинул назад твои...кудри используется метафора, которая показывает нам божественную красоту женщины.

Пятая строфа состоит только из одного короткого восклицательного предложения. В этой строфе есть метафора лобзание горит сравнение как мрамор, побледневшее чело.

В шестой строфе эмоциональная тональность выражается через два первых восклицательных предложения (Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие!), в которых использованы местоимения 3-го лица, синтаксические и лексические повторы, а также авторское тире в 1 и 3 предложениях (Другого бессмертия нет - и не надо).

Седьмая строфа представляет собой 4 предложения. Здесь говорится о мимолетности мгновения, например, оно пройдет, и одновременно - о его вечности, например, это мгновение не кончится никогда. Автор здесь поднимает проблему смерти и бессмертия. В последнем предложении местоимение твое набрано курсивом, так автор возвышает красоту женщины и ставит её выше времени.

В последней строфе эмоциональное состояние автора показано через восклицательное предложение и фразу дай мне быть участником твоего бессмертия...

с формой повелительного наклонения. Интересно, что в этой строфе, как и в первой, первым словом является глагол Стой!, это замыкает композицию, образуя своеобразное смысловое кольцо, отсылающее читателя к идее приобщения к вечной красоте, которая вне времени.

Таким образом, лингвистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева Стой! свидетельствует о повышенном внимании автора к лингвистической реализации творческого замысла, которая, в свою очередь, помогает поэту максимально воздействовать на чувства и эмоции читателя. На наш взгляд, это стихотворение в прозе является одним из образцов жанра и иллюстрирует специфику его промежуточного положения в системе жанров.

«Когда меня не будет»

Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.

Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай, сладкие слезы.

• Мотив красоты (умиленные красотою).

• Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).

• Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).

• Мотив жизни (переживешь меня).

• Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).

• Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:

Проблема вечной любви.

Позиция автора:

Вечная любовь возможна тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.

• Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения?

• Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?

печаль; когда меня не будет; рассыплется прахом; могила; отсутствующий; застенчивая грусть.

любил так нежно; не забывай; протяни руку; отрадно думать; умиленные; сладкие слезы.

Итак, в произведении тональность и грустная (элегическая), и светлая (жизнеутверждающая).

Текст можно разбить на 2 части; в I - она - ее память, во II части – я (герой) - его чувства.

Кольцевая композиция помогает лирическому герою более эмоционально выразить свои чувства. Текст построен на внутреннем онологе.

• антитеза: не забывай - не вспоминай, жизнь - смерть. (Контраст усиливает чувства)

• повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не хочу (не в силах сдержать чувства)

• обращения: единственный друг (создается образ друга)

• градация: книга - страница - строка - слова; (усиливает выразительность)

• перифраз: рассыплется прахом (умрет),        

«Когда меня не будет ...» содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти. Это помогает ему жить.

Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует (единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно).

Как вы объясните эпитет «сладкие слезы»? (Это оксюморон - слезы радости, умиления.)

Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.

Синтаксические особенности:

• Предложение сложные, простые осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами.

• Тургенев использует глаголы в повелительном наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.

Повторяются местоимения: я, меня, мной, мне, тебя, ты, тобой.

Любовь - это чувство, таинство двух сердец, это умиление красотой, это чтение книг, прослушивание музыки.

• Музыкальность, напряженное состояние души передает звукопись: «с», «з». Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты.

Вывод:

Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.

 

Список литературы:

1. Апалина Н.Л. Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева // Уроки литературы: науч.-метод. журн. – 2011. – №3. – С. 8-15.

2. Русская литература 19 века. Вторая половина. 10 класс./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: ОЛМА_ПРЕСС Образование, 2002, с.175-177, 182-183.

 

 

. . . . . . .