Обучение говорению на уроках иностранного языка

Дата публикации: 2021-10-10 22:40:52
Статью разместил(а):
Сергиенко Лариса Андреевна

Обучение говорению на уроках иностранного языка

Автор: Сергиенко Лариса Андреевна

ОГБОУ «СОШ № 20 с УИОП г. Старого Оскола», Белгородская область

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются трудности обучения говорению, возникающие на уроках иностранного языка  и способы их преодоления. Затрагиваются вопросы овладения коммуникативными навыками говорения при помощи упражнений разного уровня активизации и применения кейс -  технологии.

Ключевые слова: обучение говорению, виды речевой деятельности, речевые ошибки, коммуникативные навыки, обучающие кейсы.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

Научить школьников говорить ‑ одна из важнейших задач обучения иностранному языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности. Применение современных методов в образовательном процессе способствует развитию умения общаться на английском языке, т.е. способствуют формированию коммуникативной компетентности обучающихся.

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащимся использовать их в неученой речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Говорение – это способ выражения мысли средствами языка, т.е. механизм превращения мысли в высказывание. Процесс оформления высказываний, с психологической точки зрения, проходит на 4 этапах:

· операция выбора слов;

· оформление модели ключевыми словами;

· оформление сообщения в соответствии с нормами и грамматическими правилами языка;

· реализация высказывания.

Обучение говорению предполагает развитие и учащихся навыков диалогической и монологической речи.

Для диалогической речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Обучение диалогической речи должно быть нацелено на развитие умений корректно использовать реплики реагирования, причем спонтанно, задавать вопросы разных типов, и логично отвечать на них, употреблять речевые клише согласно правилам речевого этикета, выражать просьбу, совет, согласие, отказ и т.д.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.  

Овладение коммуникативными навыками предполагает:

· использование интонационных моделей и ритмов, правильную постановку ударения в словах и предложениях;

· отбор подходящих слов и типов предложений в зависимости от аудитории, социальной обстановки, темы и ситуации;

· организацию мыслей в логической последовательности;

· использование языка бегло, с небольшим количеством пауз, как средство выражения суждений.

Часто на уроках развития навыков говорения  можно столкнуться с проблемой «молчания учеников». Эта проблема возникает из-за ряда трудностей, которые возникают в процессе обучения говорению:

· неумение правильно понять коммуникативную  речевую задачу;

· недостаток языковых и речевых средств  для решения поставленной задачи;

· отсутствие умения использовать элементы повествования, описания, рассуждения с использованием фраз - клише;

· неумение правильно построить монологическое высказывание, содержащее вступление, средства логической связи и заключение;

· отсутствие способности выдержать в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке.

В процессе обучения говорению, при правильной организации работы с учащимися можно справиться с этими трудностями и добиться немалых успехов.

Для этого применяются и должны применяться несколько разрядов упражнений разного уровня активизации, которые делятся на два типа:

Первый тип – языковые, тренировочные, подготовительные, предречевые, первичные, элементарные, некоммуникативные, «дриллы». Назначение таких упражнений (1 типа) – целенаправленная активизация языкового материала, результатом которой должен быть навык оперирования определенными фонетическими, лексическими и грамматическими элементами или целыми предложениями. Сущность этих упражнений – в многократном и варьируемом повторении иноязычной формы, соответствующей заданному содержанию.

Второй тип – речевые, коммуникативные, ситуативные, синтетические, актуализированные, творческие упражнения.

Назначение таких упражнений (2 типа) – нерегулируемая, конкретно ненаправляемая активизация языкового материала в условиях речевой практики при решении коммуникативных и содержательных задач. Результатом такого рода активизации должна явиться речевая компетентность, операционная готовность включения в реальную коммуникацию. 

Очень важно сказать о психологических различиях между 1 и 2 типами упражнений. Направление всех выполняемых учебных действий можно охарактеризовать так: от упражнений, в которых внимание ученика направлено на языковую форму высказывания (1 тип - тренировочные), к упражнениям, в которых его внимание сосредоточено на содержании высказывания (2 тип – коммуникативные)

Тренировочные упражнения должны: носить тренировочный характер, под чем подразумевается повторяемость одних и тех же языковых элементов на материале каждого упражнения; носить обучающий характер и предупреждать речевые ошибки; быть рассчитаны на отработку какого-либо одного языкового явления; обеспечивать в качестве конечного продукта операции производство минимальной единицы речи – предложения.

Коммуникативные упражнения должны: сообщать ученикам информацию, поделиться которой может стать их реальной потребностью или учебным заданием; стимулировать продуцирование связной речи на основе их жизненного опыта и знаний; стимулировать выражение своего отношения к тому или иному событию; создавать ситуации для речевого общения.

Одним из методов обучения говорению является метод кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. Кейс-метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У учащихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. 

Обучающие кейсы (case-study) делятся на следующие этапы:

Первый этап - это этап подготовки кейса или этап формулировки задания На данном этапе учащиеся выполняют следующие задания :

· подбор ассоциаций, подбор синонимов и антонимов;

· употребление настоящего продолженного и простого  времен английского глагола;

· умение задавать вопросы.

Второй этап - аналитический (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс и выработать решение:

Предлагаемые задания:

· распределение фраз – конструкторов (фраз-клише) и слов-связок согласно их цели использования;

· анализ сходств и различий, преимуществ и недостатков;

· аргументация своей точки зрения.

Третий этап - итоговый (презентация решений учащимися).

Цель: представить и обосновать решение/выводы по кейсу.

Использование на уроках обучающих кейсов (case-study) значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса, усиливает  роль творческой импровизации в ходе обучения.

 

Список литературы:

1. Беспаленко В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение,2001.

2.  Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста? Иностранные языки в школе № 6,1989.

3. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1999.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М.: Академия, 2000.