Полисубъектный подход воспитания экологической культуры в образовательном учреждении интернатного типа

Дата публикации: 2021-10-10 09:46:12
Статью разместил(а):
Суворова Галина Михайловна

Полисубъектный подход воспитания экологической культуры в образовательном учреждении интернатного типа

Авторы: Суворова Галина Михайловна,

Ушкова Нина Васильевна,

Медведева Евгения Александровна

МБОУ "Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова", г. Ярославль

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что в учреждении интернатного типа идёт работа в рамках полисубъектного подхода как формы диалогового взаимодействия между учащимися разных классов и педагогическим коллективом при решении вопросов воспитания экологической культуры.

Ключевые слова: учреждение интернатного типа, полисубъектный подход, экологическая культура, проектный метод.

Тематическая рубрика: Среднее образование.

 

МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» (г. Ярославль) - образовательное учреждение интернатного типа имеет свою специфику в отборе воспитанников с проблемами со стороны нервной системы. Применение полисубъектного подхода как формы взаимодействия, создаёт особый тип общности, включает творчество как продукт мыслительной деятельности (В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.), а также механизм продуктивного развития (Овчинников и др.).  

Для реализации полисубъектного подхода в  план работы школы включены следующие направления: «Я и природа – экологическое воспитание», «Я и культура – правовое воспитание». В школе образовательный процесс - обучение, воспитание, развитие, а также  досуговый процесс составляют единый цикл, направленный на освоение экологической культуры, формирование творческих способностей, здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений среди воспитанников, развитие когнитивной, эмоциональной, волевой сфер личности школьника.

Следующий этап состоит в  создании условий взаимодействия с ученическим самоуправлением и с активистами для формирования организаторских, коммуникативных, аналитических и прогностических способностей,  для самореализации личности воспитанников.

В школе  широко осуществляется работа с разновозрастными группами. Для этого были выработаны следующие основные правила: воспитанник не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят; воспитаннику трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему; воспитанник развивается только в той деятельности, где он занимается уверенно, с интересом и желанием; терпение, уважение дают результат.

Полисубъектный подход реализуется в МОУ «Санаторно-лесная школа им. В.И. Шарова» для продвижения ряда последовательных действий в достижении результата в воспитании экологической культуры учащихся – ответственности, формирования внутреннего локуса контроля поведения. Эти действия начинаются в отборе индивидуального или группового задания по экологической культуре, обсуждение основных целей и задач, сбор и обработка информации, диалоги с группе, создание продукта,  презентация, выступление перед коллективом школы.

Здесь важно иметь умение и навыки педагогов, чтобы при полисубъектном взаимодействии увидеть проблему воспитания экологической культуры с разных точек зрения, для обеспечения развития творческого потенциала, проявления креативности в ситуации неопределенности, когда отсутствует информация о вероятных будущих событиях, трудно поддающихся контролю и оценке. Также полисубъектный подход развивает интерпретационную компетентность педагогов, способность осмысливать профессиональные и личные проблемы, чтобы находить обоснованный выбор и корректировку действий.

Современные технологии диалогового взаимодействия разные, но наиболее применяемые в школе это - дискуссия, интервью-диалог; открытая беседа на актуальные темы экологии и культуры.

Полисубъектный подход способствует развитию умений применять в воспитательной и в профессиональной деятельности. Современный взгляд на экологическую культуру как составную часть общечеловеческой культуры, есть система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы, направленных на решение экологических проблем. Для этого необходимо постоянно совершенствовать воспитательную среду  для психологического и социального благополучия подрастающего поколения. В простой доступной форме предоставлять воспитанникам сведения о важности овладения экологической культурой для успешности в социуме и в окружающей среде, ту информацию,  которую они могут понять вне зависимости от своего возраста.

В ситуации воспитания экологической культуры при диалоговом взаимодействии очень важно сосредоточить внимание на возможностях, которые проявляются в поведении воспитанника. Полисубъектный подход позволяет сосредоточиться на важных моментах формирования  экологической культуры при взаимодействии воспитанника в социуме,  с окружающей средой, развивать целостное  экологическое мировоззрение, способствующее ориентироваться  в самой разнообразной экологической обстановке, помогает анализировать опасные явления, оценивать риски, прогнозировать последствия, решать практические задачи.

Обеспечить указанные требования можно при профессиональной компетентности педагогов в области экологической культуры, включающей развитие личностных качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, освоение необходимых знаний, умений и практических действий.

Необходимо отметить, что в МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» (г. Ярославль) развернулась активная работа  в воспитании экологической культуры при участии педагогического и ученического коллективов в проектной деятельности как «Время правильно действовать в сфере ТКО» (2020г.), ««Время правильно действовать в сфере экологии» (2021г.), «Атмосфера экологического взаимодействия» (2021,2022г.). Выявлена проблематика воспитания экологической культуры при реализации проектной деятельности, где  побудительным стимулом к деятельности является исходная проблема проекта, которая приобретет личностную окраску.

Каждый воспитанник находит себе занятие по интересам. На этом этапе предстоит кропотливая индивидуальная диалоговая работа с воспитанником. Материалом для обсуждения становятся житейский случай, взаимоотношения, интересы, хобби, личные проблемы.  Из беседы-диалога должны появиться первые очертания будущей работы воспитанника.

Изучение критериев поможет четче понять, как сформулировать исходную форму работы по воспитанию экологической культуры. Анализ опыта формирования экологической культуры показывает наличие ряда противоречий, требующих неотложного решения: систематическое проведение мероприятий направленных на знакомство учащихся с разными аспектами экологической культуры, и их недостаточным теоретическим, и дидактическим обоснованием,  методическим и материальным обеспечением; необходимость последовательного формирования экологической культуры учащихся на разных ступенях обучения; современным подходом к содержанию экологической культуры, как к совокупности здорового образа жизни, культуры труда, быта, общения, уважения достоинства, полноправия и равноправия граждан, сознательного соблюдения моральных принципов и правовых норм, развитого правосознания, бережного отношения к природе.

Выявленные противоречия обусловили актуальность полисубъектного подхода к воспитанию экологической культуры. Объект воспитания экологической культуры: система  воспитания экологической культуры в  МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» (г. Ярославль) при полисубъектном  подходе.

Предметом воспитания экологической культуры стало исследование динамики качеств личности участников процесса (когнитивная, эмоциональная, волевая сфера).

Целью стали  теоретические обоснования системы воспитания экологической культуры воспитанников в образовательных учреждениях интернатного типа, практическая деятельность при реализации системы в МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» (г. Ярославль), создание учебно-методических материалов для педагогов. Воспитание  экологической культуры станет эффективным на основе полисубъектного  подхода, если:

- организация воспитания  экологической культуры  будет осуществляться в направлении: социальная и природная среда, правовое регулирование экологической культуры;

- будут определены этапы воспитания экологической  культуры учащихся, их цели и задачи, содержание, методы, средства и формы организации деятельности учащихся;

- будут созданы условия для интеграции учебной и досуговой деятельности, а также условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Провести анализ нормативно-правовых актов, научно-педагогической литературы, материалов периодической печати  по вопросам развития экологической  культуры в образовательных учреждениях интернатного типа.

2. Изучить практику воспитания экологической культуры учащихся на основе полисубъектного  подхода  в учреждениях интернатного  типа, обобщить и систематизировать опыт для  МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» (г. Ярославль).

3. Разработать систему воспитания экологической  культуры учащихся, соблюдая этапы: обоснование целей и задач изучения различных аспектов воспитания экологической  культуры; отбор содержания материала воспитания экологической  культуры для учащихся разных возрастов; определение методических путей, средств и форм организации деятельности учащихся; создание учебно-методического комплекта, включающего программу воспитания экологической  культуры учащихся на основе полисубъектного  подхода, методические пособия по проведению классных часов, мероприятий для разного возраста учащихся, в том числе и мультимедиа пособия и видеоматериалы.

В 2020-2022 г. в МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова» (г. Ярославль) активно реализует направление «Я и природа – экологическое воспитание», «Я и культура – правовое воспитание». Практическая и научная значимость результатов  применения полисубъектного   подхода заключается в подготовке  комплекта методических материалов по воспитанию экологической культуры в общеобразовательных учреждениях интернатного типа образования.

 

Список литературы: 

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 3-е изд. — СПб.: Питер: Техническая книга, 2007.

 2. Загвязинский В.И Педагогическое творчество учителя.— М., 1987. 268 с.

 3. Казачкова Т.Б. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломногоо образования // Постдипломное образование: проблемы развития личности //70-летию Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования посвящается //Материалы VIII международной научно-практической конференции кафедры  педагогики и андрагогики. – СПб.,2009.

4. Леонтьев А.Н.- Деятельность. Сознание. Личность. Издательство Смысл, М. 2004.

5. Овчинников В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека / В.Ф. Овчинников. - М. : Высш. шк., 1984.

 6. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990.

7.  Суворова Г.М. Культура экологической безопасности в городе. Ярославль: Изд-во ЯГП, 2008.

8. Хуторской А.В. Педагогическая инновация, методология, теория, практика: Научное издание / А.В. Хуторской. – М.: Мир, 2005. – 280 с.